Становление и развитие концепции демократизации и гуманизации образования взрослых
С середины XIX столетия происходит формирование новых общественных взглядов и идей. Поскольку, образование того времени не было общедоступным и ориентированным на всестороннее личностное развитие, то общество, а именно, демократическая его часть, стала обращать внимание на необходимость разрешения данной проблемы.
К основным идеям данного периода относятся следующие:
- Распространение грамотности на все слои населения.
- Построение образовательной системы на демократических принципах.
- Привитие научных знаний народу, который был далек от образовательной сферы, в силу ее недоступности.
- Научно-педагогическая популяризация знаний.
- Формирование и совершенствование культурно-образовательного потенциала каждой личности.
- Создание системы обучения взрослых. Такая система была ориентирована на получения образования теми гражданами, которые не смогли получить его в детстве из-за его недоступности.
В этот период происходит формирование демократических взглядов на образование. Они распространяются и пропагандируются. Известные философы и педагоги выступают за всеобщее просвещение, за грамотность населения, печатая свои идеи и воззрения в прессе.
Обучение взрослых становилось всеобщей идеей. К 60-м годам XIX века стали открываться бесплатные школы воскресного типа. Они были ориентированы на обучение взрослых по химии, географии, биологии, физике, математике, истории, русскому языку и литературе. И хотя, данные школы были для взрослых, в них получали образование дети и подростки крестьянского сословия, поскольку иного способа получить образование у них не имелось.
Рисунок 1. Гуманистические корни становления образования взрослых в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Число таких бесплатных школ постепенно росло, и они распространялись по всей стране. К их особенностям относятся:
- Свобода преподавания.
- Свободный выбор учебных программ.
- Свободный выбор учебных пособий.
- Преподавание реализовывалось молодыми, либерально настроенными, педагогами.
- Обучение основывалось на принципах общественности, доступности и независимости.
Существование данных школ было не долгим. Постепенно они упразднялись, реорганизовывались и закрывались.
В 80-е годы идея бесплатных школ возродилась. В то время стали открываться вечерние школы, преподавание в которых организовывалось педагогами добровольцами. Обучение было более профессиональным и эффективным, чем раньше.
С индустриализацией в обществе происходят значительные перемены. Капиталистам требуется большое количество новых специалистов-рабочих. Образовательная система реформируется, а бесплатные вечерние школы расширяются и увеличиваются количественно, начинают появляться школы, готовящие к работе на предприятиях не только мужчин, но и женщин.
Кроме бесплатных школ, стали открываться курсы для рабочих, а также специальные курсы для подготовки бывших крепостных к рабочей деятельности на предприятиях.
Кроме того, в конце 19-го века появилась тенденция чтения публичных лекций по разнообразным темам и направлениям. Лекции могли посещать взрослые граждане любого класса и социального статуса. Из них они получали информацию о политике, экономике, знакомились с философскими учениями и научными открытиями, слушали исторические очерки и биографии известных людей – педагогов, политиков, художников, писателей и др. Таким образом, реализовывались идеи всестороннего развития личности граждан страны, расширения их кругозора и повышения уровня грамотности населения.
Рисунок 2. Развитие образования взрослых в советскую эпоху. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы и условия развития образования взрослых в первой половине XX столетия
С начала XX века в России получило активное развитие и распространение «внешкольное образование». К данному направлению относились все бесплатные школы, курсы, лекции, которые не входили в программу школьного государственного обучения.
Постепенно внешкольное образование было признано важным звеном образовательной системы, ориентированным на культурное развитие населения, повышения уровня его грамотности и всестороннее развитие каждого гражданина.
Основными исследователями и теоретиками формирования взрослого образования были разработаны принципы и условия становления и реализации данного образовательного направления, его развития, выбора форм и методов. К ним относятся:
- Культуроцентризм или социокультурная ориентация обучения взрослых. Такое обучение основывалось на создании фундамента культурного развития общества и являлось базой специального профессионального образования страны. Обучение взрослых было достаточно затратным. Поэтому, необходимо было сделать его значимым для экономического, социального, культурного развития страны и ее граждан.
- Антропоцентризм. Обучение взрослых было ориентировано на передачу им научной информации и развитие у них навыков самостоятельности и инициативности в познании. В обучении взрослых обязательно должна была присутствовать философия и антропология, литература, история, география и языки. Эти дисциплины способствуют личностному развитию взрослого человека и формированию его мировоззрения и гражданской позиции.
- Светскость. Образование носило светский характер, религиозные верования не входили в число обязательных дисциплин для преподавания взрослым.
- Доступность образования. Получить образование мог каждый гражданин на бесплатной основе.
- Гуманистическая ориентация обучения. Обучение было ориентировано на развитие, саморазвитие и самосовершенствование личности взрослого человека.
- Общественная основа обучения взрослых. Обучения организовывалось общественными деятелями, добровольцами, волонтерами.
- Плюрализм форм обучения и их органичная интеграция.
- Финансирование образования взрослых за счет казначейских средств.
- Опора на самообразование и саморазвитие взрослого. Взрослый должен быть заинтересован в получении знаний. В стране открывались библиотеки, клубы по интересам и иные организации некоммерческого типа, ориентированные на предоставление литературы для самостоятельного обучения, информационных источников, обмена мнениями и знаниями.