Познавательный интерес у детей с нарушениями слуха
Познавательный интерес – это направленность детской личности на окружающий мир, характеризующаяся активностью и избирательностью, желанием познать предметы и явления окружающего мира и протекающая на положительном эмоциональном фоне.
Активной познавательной деятельностью предполагается участие в ней учащихся как субъектов, а это возможно только при сформированности познавательной активности, в качестве одного из ведущих личностных качеств. Данная черта личности проявляется направленностью и устойчивостью познавательных процессов, стремлением эффективно овладевать знаниями, мобилизацией волевых усилий на достижении учебно-познавательных целей.
Требования к познавательной активности школьников ежегодно возрастают. Школьники же с нарушенным слухом остаются неуспешными в образовательной среде. Основным своеобразием познавательной деятельности школьников с нарушенным слухом выступает сниженная познавательная активность и развитие основных психических процессов, а вместе с этим и потенциальных возможностей.
Познавательная активность школьников с нарушенным слухом проявляется в конкретных ситуациях с преобладанием аморфных познавательных интересов. Ученики не стремятся осуществлять активную учебную деятельность вне стен школы, мало читают, у них нет мотивов самообразования, а мотивация учения – только внешняя. Обычно у детей нет жизненных планов, предполагающих общее образование.
К средствам активизации познавательного интереса школьников относят учебное содержание, методы и приемы учения, а также формы организации учения.
Развитие и коррекция познавательной деятельности детей с нарушением слуха состоит из развития и коррекции его сенсорного интеллектуального развития, а также мнестическую, эмоционально-волевую, речевую и мотивационную сферы и механизмы волевой регуляции. Интеллектуальное развитие глухих детей осуществляют посредством развития психических процессов. Особое внимание при этом необходимо уделять процессу развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также словесно-логическому мышлению и формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование.
В качестве методов развития мышления можно использовать следующие задания:
- дорисовать картинку – помогает включать детское воображение;
- придумать различные назначения для предмета;
- снежный ком – задание для развития аудиальной памяти – дети должны запомнить сказанную последовательность слов, при чем каждый следующий ребенок должен воспроизвести все слова, сказанные до него и добавить свое слово.
Условия развития познавательной деятельной деятельности у детей с нарушенным слухом
Стимулированию активности школьников помогает отбор содержания учебного материала – степень его новизны, уровень научной и практической значимости, связи с современностью, необычность фактов или их противоречивость.
Большое воздействие на процесс формирования познавательной активности оказывает создание определенного эмоционального комфорта для личности учащегося, благоприятного эмоционального тонуса познавательной деятельности, что возможно благодаря: реализации принципа демократичности в процессе воздействия и взаимовлияние, сотрудничеству учителя с учащимися, предполагающему поощряющую требовательность со стороны учителя, оптимизм, доверие, доброжелательность и признание уникальности каждого ребенка.
Формирование и развитие познавательного интереса закладывается в первую очередь в семье посредством общения родителей с детьми, бабушек и дедушек со своими внуками, а также с братьями и сестрами.
Развитие познавательной активности детей с нарушенным слухом идет на основании потребности получения новых впечатлений, которая характерна для каждого человека от рождения, чему помогает игровая деятельность.
В процессе дидактических игр формируется познавательная деятельность детей, проявляется ряд особенностей такой деятельности, начинает развиваться способность к суждениям, умозаключениям, умение использовать имеющиеся знания в разных ситуациях.
Чтобы использовать игровые технологии на уроках, необходимо соблюдать следующие условия:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учеников рассматриваемого возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Выделяют следующие типы уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры;
- игровая организация учебного процесса, предполагающая использования игровых заданий;
- игровая организация учебного процесса, предполагающая использование заданий, которые обычно предлагаются на традиционных уроках;
- использование игры на определенном этапе урока;
- разные виды внеклассной работы по русскому языку.
Основываясь на значимости игровых технологий и их роли в развитии познавательных интересов, а также последовательности и системности включения игр и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделяют следующие условия использования игр при обучении детей с нарушениями слуха:
- оценивание ежедневного использования той или иной игры в соответствии с двойным критерием: по ближайшему эффекту и перспективе развития познавательных интересов;
- понимание игры в качестве формы организации коллективной учебной деятельности под руководством учителя;
- обеспечение непосредственного обучающего эффекта игры, то есть познавательной направленности на овладение способами учебных действий;
- создание положительного эмоционального настроя, способствующего творческому поиску и формированию инициативы в процессе игровой деятельности.
Игровые формы занятий создаются благодаря использованию игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования учеников к познавательной деятельности.