Общеучебные умения и навыки: сущность и классификация
Исследователями выделены общие (надпредметные) и специальные учебные умения и навыки.
Общие приемы учебной деятельности ученики формируют при изучении всех школьных предметов. При этом выбор приемов и методов обучения общеучебным умениям и навыкам (далее – ОУУН) зависит от:
- содержания предмета;
- учебной деятельности учеников по его усвоению;
- данных возрастной педагогической психологии.
Учебно-организационные (управленческие) ОУУН:
- навык планирования своей деятельности, то есть постановки задач деятельности;
- создание условий, обеспечивающих ее успешное выполнение – режим дня, организация рабочего места и пр.;
- навык контроля, регулировки и анализа собственной деятельности;
- навык передачи знаний своим одноклассникам или младшим школьникам, навык коллективной учебно-познавательной деятельности;
- навык самоконтроля в процессе решения учебных задач, навык оформления работ.
Учебно-интеллектуальные ОУУН:
- общелогические умения – умение сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать и обобщать, конкретизировать и формулировать определения понятий, указывая видовое и родовое понятия, владеть методами индукции и дедукции, установления и использования аналогий, систематизации и пр.;
- познавательные умения – навык работы с литературой, проведения наблюдений, моделирования и построения гипотез, экспериментирования, объяснения явлений, процессов, прогнозирования;
- практические умения – навык измерения, вычисления, взаимодействия с приборами, решение расчетных, графических и логических задач.
Учебно-информационные ОУУН:
- умение обращаться со словарями, справочниками и энциклопедиями;
- умение использовать СМИ и Интернет;
- компьютерная грамотность;
- навык кодирования и раскодирования информации;
- навык осуществления наблюдения.
Многие ОУУН – синтетические, например, навык работы с литературой и интернет-ресурсами требует наличия навыков упорядочивания, строгого отбора, систематизации информации.
Вместе с этим, отдельные позиции необходимо пересмотреть. Так, обучение навыкам письма может в скором будущем потерять свою актуальность из-за использования ИКТ в разных качествах.
Иными словами, овладение ОУУН – это научение учению. Сформированные в школе общеучебные умения и навыки дают школьнику возможность почувствовать себя умнее, способнее, креативнее, так как развивают способность мыслить, творчески решать жизненные задачи.
Этапы формирования ОУУН
В ходе обучения математике у учеников формируются все вышеперечисленные типы ОУУН. Формирование любого навыка происходит только при целенаправленной учебной деятельности учащихся, когда созданы все условия для эффективного усвоения знаний и развития школьника. Если же взят курс стихийного усвоения учениками приемов учебной деятельности, то они будут недостаточно осознанными, недостаточно обобщенными и будут ограничены в применении.
Особенности формирования ОУУН заключаются в том, что этот процесс растянут во времени, а также в необходимости формирования нескольких умений и навыков одновременно.
При этом, у учителя есть большой запас времени на отработку определенного навыка, а также есть обширный выбор инструментов по организации урока.
В связи с этим формирование ОУУН должно быть запланировано, как и любые другие умения учебной деятельности.
Денищевой Л.О. было выделено 5 основных этапов формирования ОУУН:
- диагностика сформированности того или иного навыка или умения;
- постановка цели и задач;
- ознакомление учащихся с содержанием и способами деятельности по овладению определенным умением;
- закрепление умения через практические упражнения;
- контроль овладения умением.
Первый этап – диагностика. В качестве основных методов используют анкетирование, пооперационный анализ письменных работ и устные ответы учеников, наблюдение за учебной деятельностью учеников, тесты и дидактические игры.
Второй этап – постановка цели и мотивация. Основные методы представлены словесными, наглядными в виде таблиц, схем, которые размещаются на стенде, проблемно-поисковыми, когда при разрешении проблемной ситуации ученики убеждаются в том, что необходимо использовать новые навыки, а также использовать исторический материал, выявлять практическую значимость материала и поощрять учеников. Цели и задачи формирования любых ОУУН необходимо согласовывать с целями обучения, которые стоят перед тем или иным уроком математики.
Третий этап – инструктаж. Основными методами являются памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приема или метода.
Четвертый этап – практические упражнения. Особенность заключается в том, что формирование ОУУН протекает не при использовании специальных знаний, а в процессе выполнения программных упражнений по математике. Методы и приемы отличаются крайним разнообразием – планирование решения задачи, работа с таблицами и графиками, статистическими данными и диаграммами.
Пятый этап – оперативный контроль и коррекция процесса. К основным методам относят самостоятельные и контрольные работы, взаимоконтроль, самоконтроль, упражнения по поиску ошибок и пр.
Шестой этап – применение усвоенных навыков, посредством использования таких методов, как теоретическое обобщение, организация ситуаций практического применения усвоенных ОУУН.
Седьмой этап – обобщение и перенос усвоенных приемов, через объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые методы, а также через репродуктивное и вариативное воспроизведение и применение ОУУН.
Восьмой этап – закрепление, с использованием обобщающих уроков, самостоятельной учебной деятельности учеников, направленной на изучение материала, исследовательские работы, домашняя работа учащихся, самостоятельное использование ОУУН в остальных предметах, входящих в естественно-математический цикл.
Девятый этап – обучение нахождению новых приемов, с использованием метода обобщения частных случаев решения учебных задач, перестройки и переноса известного приема, конкретизации и специализации общих приемов, аналогий, составления приемов, обратны данных и пр.