Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование у младших школьников познавательных УУД в процессе изучения алгоритма письменного умножения

Понятие и функции УУД

В образовательной системе развитие личности обеспечивается, в первую очередь, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают как инвариантная основа образовательной и воспитательной деятельности. Владение учениками УУД является способностью к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное усвоение нового социального опыта. УУД создается возможность самостоятельно успешно осваивать ряд новых знаний, умений и компетентностей, в том числе организовывать усвоение, то есть умение учиться.

Основные функции универсальных учебных действий:

  • обеспечить возможность самостоятельного осуществления учения, постановки учебных целей, поиска и использования ряда необходимых средств и способов, направленных на их достижение, контроля и оценивания процесса и результата деятельности;
  • создавать условия гармоничного личностного развития и самореализации индивида на основании готовности осуществлять непрерывное образование, необходимость которого обусловливает поликультурность общества и высокая профессиональная мобильность;
  • обеспечить процесс успешного усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования компетентностей в любой предметной области.

УУД должны лежать в основе выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостной образовательно-воспитательной деятельности.

Ученики овладевают УУД в рамках разных учебных предметов, что приводит к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, в том числе самостоятельной организации процесса усвоения, то есть умения учиться.

Принципы и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики

Математика в начальной школе – основа развития у учеников познавательных УУД. Чтобы успешно обучаться в начальной школе у детей должен быть сформирован следующий ряд УУД:

  • общеучебные,
  • логические,
  • способность постановки и решения проблем.

Следует отметить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, тогда ученику будет легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

«Формирование у младших школьников познавательных УУД в процессе изучения алгоритма письменного умножения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Результат формирования познавательных УУД представлен следующими умениями:

  • владеть произвольно и осознанно общим приемом решения задач;
  • осуществить поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • пользоваться знаково-символическими средствами, включая модели и схемы решения учебных задач;
  • рассматривать разнообразные способы решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выделению в них существенной информации;
  • научиться осуществлению анализа объектов и выделять существенные и несущественные признаки;
  • осуществлять синтез в качестве составления целого из отдельных частей;
  • осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию в соответствии с заданными критериями;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать рассуждения в формате связи простых суждений об объекте с его строением, свойствами и связями;
  • устанавливать аналогии;
  • овладеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и образовательного пространства родного края;
  • создавать и изменять модели и схемы для решения задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения образовательных задач на основании конкретного перечня условий.

На уроках математики конкретизируют содержание познавательных УУД для того, чтобы ученики могли:

  • осознать, что такое общие, различные, существенные и несущественные свойства предмета;
  • моделировать;
  • использовать знаково-символическую запись математических понятий;
  • овладевать приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • использовать индуктивное умозаключение;
  • выводить следствия из определения понятия;
  • уметь приводить контрпримеры;
  • уметь решать проблемы или задачи.

Познавательные УУД при решении задач письменного умножения, формируются благодаря прохождению ребенком следующих ступеней общего метода решения задач:

  1. Проанализировать задачу – семантически, логически, математически – центральное звено методики решения любой задачи или примера.
  2. Перевести текст на математический язык, используя вербальные и невербальные средства. После анализа текст начинает выступать совокупностью определенных смысловых единиц. Текстовая форма обычно содержит информацию, несущественную для решения задачи. Чтобы работать только с существенными единицами, текст задачи записывается в виде краткой схемы, посредством использования условной символики. Благодаря переводу текста в форму модели в нем обнаруживаются свойства и отношения, которые с трудом могут быть выявлены при чтении текста.
  3. Установить отношения данных с вопросом. На основании анализа условий и вопроса задачи определяют метод ее решения, выстраивая последовательность конкретных действий. При этом устанавливают достаточно, недостаточно или в избытке представлены данные. Анализ практики обычно показывает, что особую трудность для учеников представляют задачи с отношением кратности.
  4. Составить план решения. На базе выявленных отношений величин объектов выстраивают последовательность действий, то есть план решения. Особое значение отдается составлению плана решения сложных и составных задач.
  5. Осуществить план решения.
  6. Проверить и оценить решение задачи. Проверку проводят с позиции адекватности плана решения, способа решения, который привел к результату, то есть рациональность способа, нет ли более простого. Один из вариантов проверки на правильность, особенно для учеников младших классов – составление и решение задачи, обратной представленной.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot