Понятие и функции УУД
В образовательной системе развитие личности обеспечивается, в первую очередь, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают как инвариантная основа образовательной и воспитательной деятельности. Владение учениками УУД является способностью к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное усвоение нового социального опыта. УУД создается возможность самостоятельно успешно осваивать ряд новых знаний, умений и компетентностей, в том числе организовывать усвоение, то есть умение учиться.
Основные функции универсальных учебных действий:
- обеспечить возможность самостоятельного осуществления учения, постановки учебных целей, поиска и использования ряда необходимых средств и способов, направленных на их достижение, контроля и оценивания процесса и результата деятельности;
- создавать условия гармоничного личностного развития и самореализации индивида на основании готовности осуществлять непрерывное образование, необходимость которого обусловливает поликультурность общества и высокая профессиональная мобильность;
- обеспечить процесс успешного усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования компетентностей в любой предметной области.
УУД должны лежать в основе выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостной образовательно-воспитательной деятельности.
Ученики овладевают УУД в рамках разных учебных предметов, что приводит к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, в том числе самостоятельной организации процесса усвоения, то есть умения учиться.
Принципы и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики
Математика в начальной школе – основа развития у учеников познавательных УУД. Чтобы успешно обучаться в начальной школе у детей должен быть сформирован следующий ряд УУД:
- общеучебные,
- логические,
- способность постановки и решения проблем.
Следует отметить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, тогда ученику будет легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Результат формирования познавательных УУД представлен следующими умениями:
- владеть произвольно и осознанно общим приемом решения задач;
- осуществить поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- пользоваться знаково-символическими средствами, включая модели и схемы решения учебных задач;
- рассматривать разнообразные способы решения задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выделению в них существенной информации;
- научиться осуществлению анализа объектов и выделять существенные и несущественные признаки;
- осуществлять синтез в качестве составления целого из отдельных частей;
- осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию в соответствии с заданными критериями;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать рассуждения в формате связи простых суждений об объекте с его строением, свойствами и связями;
- устанавливать аналогии;
- овладеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и образовательного пространства родного края;
- создавать и изменять модели и схемы для решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения образовательных задач на основании конкретного перечня условий.
На уроках математики конкретизируют содержание познавательных УУД для того, чтобы ученики могли:
- осознать, что такое общие, различные, существенные и несущественные свойства предмета;
- моделировать;
- использовать знаково-символическую запись математических понятий;
- овладевать приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использовать индуктивное умозаключение;
- выводить следствия из определения понятия;
- уметь приводить контрпримеры;
- уметь решать проблемы или задачи.
Познавательные УУД при решении задач письменного умножения, формируются благодаря прохождению ребенком следующих ступеней общего метода решения задач:
- Проанализировать задачу – семантически, логически, математически – центральное звено методики решения любой задачи или примера.
- Перевести текст на математический язык, используя вербальные и невербальные средства. После анализа текст начинает выступать совокупностью определенных смысловых единиц. Текстовая форма обычно содержит информацию, несущественную для решения задачи. Чтобы работать только с существенными единицами, текст задачи записывается в виде краткой схемы, посредством использования условной символики. Благодаря переводу текста в форму модели в нем обнаруживаются свойства и отношения, которые с трудом могут быть выявлены при чтении текста.
- Установить отношения данных с вопросом. На основании анализа условий и вопроса задачи определяют метод ее решения, выстраивая последовательность конкретных действий. При этом устанавливают достаточно, недостаточно или в избытке представлены данные. Анализ практики обычно показывает, что особую трудность для учеников представляют задачи с отношением кратности.
- Составить план решения. На базе выявленных отношений величин объектов выстраивают последовательность действий, то есть план решения. Особое значение отдается составлению плана решения сложных и составных задач.
- Осуществить план решения.
- Проверить и оценить решение задачи. Проверку проводят с позиции адекватности плана решения, способа решения, который привел к результату, то есть рациональность способа, нет ли более простого. Один из вариантов проверки на правильность, особенно для учеников младших классов – составление и решение задачи, обратной представленной.