Электронное обучение – это способ организации учебно-воспитательного процесса, основанный на применении информационных ресурсов и интернет-технологий и нахождении педагога и учащегося в разных местах.
Этапы зарождения электронного образования Японии
Развитие электронного обучения в Японии началось с 80-х годов XX столетия. В это время происходило кардинальное реформирование образовательной системы страны.
Рассмотрим основные этапы становления электронного образования в стране:
- Проведение в 1984 году «третьей школьной реформы». Она была нацелена на перестройку обучения, исходя из потребностей текущего этапа общественного развития. Социально-экономическое развитие общества в ступило в новую фаз – стадию информационного развития. Это привело к развитию новых потребностей общества в специалистах нового уровня. Поэтому, потребовалось перестроить систему образования таким образом, чтобы передавать учащимся новые знания и реализовать новые воспитательные подходы. Кроме того, возникла острая необходимость внедрения компьютерной техники в образовательную среду. В этот период происходит формирование специального органа – комитета по образованию. Он занимался переустройством образования, а именно, поиском путей внедрения информационных технологий в процесс обучения.
- Первые попытки создания дистанционного обучения. В середине 80-х годов ХХ века был разработан проект «Университет в Эфире». Он предполагал получения первого условно дистанционного образования, строящегося на основании трансляции лекций по конкретным дисциплинам на радио или телевидении. Лекции транслировались два раза в неделю в течении пяти лет. После, студенты сдавали итоговый экзамен и получали диплом.
- Принятие «Программы приоритетных направлений политики электронной Японии» в 2001 году. В ней прописывались основные направления развития информационных технологий и электронного пространства. Электронные технологии особенно активно должны были внедриться в сферу подготовки кадров. В образовании проводилась политика активного внедрения электронного обучения и внедрению информационных технологий в образовательную среду. В этот период был разработан специальный проект по информатизации образования. Он предполагал оснащение компьютерной техникой все учебные заведения, причем в таком количестве, чтобы на каждого учащегося был отведен учебный ПК. Образовательные заведения были оснащены интернет-ресурсами. Кроме того, для педагогов проводились специальные курсы повышения квалификации, ориентированные на повышение их компьютерной грамотности и навыков пользования интернет-пространством.
- Принятие нового закона «Об образовании» в 2006 году. Это закон внес определенные коррективы в ориентацию образовательной деятельности. Обучение стало патриотически ориентированным. В качестве основных подходов были избраны: личностно-ориентированный и индивидуальная ориентация учебно-воспитательного процесса. Были созданы программы дистанционного обучения, которые полноценно внедрили только в систему дополнительного образования. Япония, и по сей день, пользуется условно дистанционным обучением. Политика в области образования не дает возможности получения полноценного школьного образования и степени бакалавра полностью дистанционным путем. Требуется личное присутствие учащегося на некоторых занятиях, сдаче экзаменов.
Электронное образование Японии, в настоящее время, в основном затрагивает направления подготовки и переподготовки кадров, прохождение курсов разной направленности, обучение ведению бизнеса и дополнительные образовательные программы могут быть реализованы в дистанционной форме.
Дистанционным способом можно пройти обучение в магистратуре. Оно реализуется по двум основным направлениям:
- Дистанционное обучение, имеющее фиксированные сроки сдачи экзаменов и работ.
- Дистанционное обучение, не имеющее фиксированного временного периода его прохождения. В этом случае, обучающийся сдает экзамены тогда, когда ему это удобно.
Принципы организации электронного образования в Японии
Дистанционное образование Японии базируется на следующих принципах:
- Принцип доступности. Обучение не требует каких-то специальных ресурсов, кроме гаджета с доступом в Интернет, может быть реализовано каждым, у кого есть желание и стремление. Оно не требует прохождения вступительного отбора и может быть реализовано с любого удобного местоположения.
- Принцип дистанционности. Электронное образование реализуется на основе самостоятельной работы учащегося с минимальным контактированием с педагогом. Непосредственный контакт между педагогом и учащимся отсутствует.
- Принцип гибкости. Электронное обучение можно подстроить под свои потребности, возможности и временные ресурсы. Оно не ограничено временными рамками и не имеет привязки к конкретному местоположению.
- Принцип модульного обучения. Такое обучение позволяет составлять для себя программу, отвечающую способностям, индивидуальным особенностям развития и желаниям учащегося.
- Принцип открытости. Электронное обучение основывается на создании образовательной среды, в которой происходит самостоятельная направленность деятельности учащегося, ориентированной на достижение целей и задач образования.
- Принцип сознательности и активности. Учащийся делает осознанный выбор в пользу конкретного направления обучения и активизирует свою работу, стремясь к достижению целей и задач обучения, которые он, также, ставит для себя самостоятельно.
Система электронного обучения расширяет познавательные горизонты. Однако, она имеет и конкретные недостатки. Они связаны с тем, что в электронном обучении не делается акцент на развитии практических навыков учащегося. Также, электронное обучение исключает множество воспитательных моментов: невозможно развить коммуникабельность, дисциплинированность, мотивацию, освоить навыки коллективной работы и коллективного взаимодействия. Образование основывается, в основном, на сознательном выборе учащегося, его понимании необходимости обучения и стремления к прохождению всех его стадий.