Эмпирический этап развития дошкольной педагогики
Первые воспитательные системы применялись еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). В то время существовали различные спартанские, афинские, римские школы, отличавшиеся между собой содержанием, целями и методами и обучения.
В эмпирическом этапе развития дошкольной педагогики можно выделить следующие стадии:
- Первая стадия. Античный период. Основной задачей воспитания философы античности считали развитие в подрастающем поколении положительных и добрых черт характера, уважения к наставникам, старшим, законопослушания, подавление дурных наклонностей. Данные постулаты прошли проверку временем до наших дней. Наиболее яркие представители: Демокрит (основой акцент делал на развитии умственных способностей, на формирование умений говорить и мыслить); Сократ предложил вопросно-ответный метод обучения; Аристотель разработал учение о дианоэтических добродетелях, считал необходимым освоение опыта и знаний предшествующих поколений, писал, что до пятилетнего возраста в развитии ребенка главное значение имеют игровая деятельность, физическое здоровье и развитие речи.
- Вторая стадия. Развитие педагогической мысли в эпоху рабовладельческого строя и феодализма. В западных странах педагогическая система формировалась на основе применения элементов спартанского и афинского воспитания, школ греческой культуры, системы христианско-католического и иезуитского образования. Идеи обучения и воспитания детей имели главным образом религиозный аспект, и подавались через церковную проповедь. Наибольшее распространение в Средние века получили идеи нравственного воспитания и развития.
И. Златоуст говорит о необходимости противопоставления авторитарному давлению на личность ребенка увещевания, совета и предостережения. Патриарх Фотий указывает, что педагог должен иметь достойное энциклопедичное образование, должен быть способен выстраивать с ребенком искренние и простые отношения.
С XVII века идет усиленное формирования понятийно-терминологического поля не только дошкольной, но и общей педагогики. Несколько сот слов, относящихся к церковнославянскому языку стали терминами.
Отдельно можно выделить период формирования педагогических теорий и взглядов в рамках философско-педагогических произведений (Платон, Сократ, Аристотель, Конфуций, Квинтилиан, Авиценна и др.).
Формирование дошкольной педагогики как науки
В формировании дошкольной педагогики как науки можно выделить 3 этапа:
- Развитие педагогических идей в эпоху Возрождения. В основу педагогических концепций легла необходимость в воспитании гармонично развитой личности, обладающей духовным и физическим совершенством, которая умеет ценить жизнь. Особое внимание обращали на эмоциональную составляющую процесса воспитания, на естественность чувственных наслаждений и земных радостей. В то же время делался упор на созидающую функцию личности. Знания рассматривались как инструменты преобразования и создания мира. Мыслители востока (иранские, арабские) подчеркивали необходимость постоянного и систематического самообразования и учения.
- Развитие дошкольной педагогики в эпоху Нового времени. Становление научной педагогики связывают с именами Я.А. Коменского (принцип природосообразности), А. Дистервега (принцип культуросообразности), И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и др. Выделены методы и направления дошкольной педагогики: метод элементарного образования Песталоцци, естественный метод образования Коменского, аналитический, описательный, синтетический методы Гербарта и т.д. В этот период идет активное развитие дошкольной педагогики как самостоятельной дисциплины. В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (Я. А. Коменского, принцип культуросообразности А. В. Дистервега), выделены направления (физическое, умственное и нравственное воспитание и др.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (естественный метод образования Я. А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и др., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и др.).
- Становление системы дошкольного воспитания под влиянием идей Просвещения. Идеи семейного воспитания в общественной практике активно внедрялись во Франции, где создавались «материнские школы», прообраз современных дошкольных образовательных учреждений. Программа воспитания П. Кергомара с небольшими изменениями используется и в настоящее время. Активно разрабатываются новые педагогические теории и концепции: теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, различные педагогические системы (М. Монтессори, Ф. Фребель и т.д.).
Экспериментальной педагогике посвящены труды Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.).
Новаторская работа представлена трудами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др.
В настоящее время дошкольная педагогика развивается как интегративная наука. Перед воспитателями стоит проблема воспитания личности, приспособленной к жизни в условиях нового общества.
Развитие дошкольной педагогики в России
Педагогическая мысль в России во многом развивалась и находилась под влиянием идей Нового времени и европейского Просвещения. Новые педагогические идеи в основном были привнесены литературой и философскими учениями и появились во время царствования Екатерины Второй. Новые идеи были связаны с анализом и распространением произведений европейских мыслителей и педагогов: Я. А. Коменский «Великая дидактика», Д. Локк «Мысли о воспитании», И. Песталоцци «Книга для матерей», «Как Гертруда учит детей» и др.
Постепенно формируются педагогические идеалы общества – педагогические сообщества ориентируются на воспитание нового поколения с более культурными задатками и более гуманными принципами.
Первые детские сады стали открываться в 60-х гг. XIX века. Они были частные и платные. В организацию дошкольного образования того времени большой вклад внесла А.С. Симонович. Цель детских садов – умственное, нравственное, физическое воспитание, подготовка к школе. Работа воспитателей должна вестись последовательно и методически.
Цели воспитания в дореволюционный период выводились из самодержавия, православия и народности, ясного понимания, что подрастающее поколение надо воспитывать для общества.
Особое значение придается нравственному и умственному воспитанию, подчеркивается роль игровой деятельности детей и их двигательной активности (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, И. А. Сикорский и др.).
В.Г. Белинский предложил возрастную периодизацию для детей и подростков. Большую роль в воспитании ребенка отводил матери, был сторонником семейного воспитания. Сторонниками семейного воспитания выступали А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Ушинский говорил о необходимости создания системы дошкольного общественного воспитания, о том, какой должна быть деятельность воспитателя, подготовил книгу для чтения «Родное слово».