Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дошкольная педагогика как научное знание

Определение 1

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, разрабатывающая методы и формы организации этих процессов, выявляющая их закономерности и особенности.

Данная отрасль педагогики отделилась в самостоятельную науку и имеет определенные признаки, позволяющие отнести ее к научному знанию.

Характеристики дошкольной педагогики как научного знания

Дошкольная педагогика долгое время была только разделом педагогической науки. Система дошкольного образования выделилась в обособленную дисциплину только после принятия в 1989 году «Концепции дошкольного воспитания», которая сделала процесс дошкольного образования юридически обоснованным и утвержденным. Таким образом, дошкольное образование стало обособленной системой, которая имеет свои особенности и принципы функционирования.

Что касается выделения дошкольной педагогики в качестве отдельного научного знания, то она обладает рядом характеристик, подтверждающих ее научное положение. К ним относятся:

  1. Наличие предмета дошкольной педагогики. Им выступают специфические черты, сущностные параметры и признаки дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики носит психолого-педагогическую ориентацию. Она связана с тем, что процесс обучения, воспитания и развития дошкольников требует изучения психических процессов организма, динамики их функционирования. Итогами дошкольного образования должно стать формирование психических функций организма, позволяющих развить творческий потенциал личности дошкольника, развить воображение, сформировать связь между эмоциональными и рациональными параметрами деятельности ребенка, активизировать познавательные процессы.

    Предмет дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Предмет дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Наличие объекта дошкольной педагогики. Объектом данной науки выступает процесс обучения, воспитания и развития дошкольника, его специфика и динамика на разных этапах дошкольного образования. Дошкольная педагогика исследует сущностные параметры дошкольного образования и выявляет связи между процессами обучения, воспитания и развития дошкольника.

  3. Наличие целевого назначения. Дошкольная педагогика, как наука, нацелена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, его социальное становление и вливание в социальную среду.

  4. Наличие понятийного аппарата. В дошкольной педагогике используется ряд понятий и категорий. Например, воспитание, обучение, развитие, социализация, принцип, субъект и т.д.

    Понятия дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Понятия дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  5. Наличие методов исследования. Дошкольная педагогика имеет определенную методологическую базу. Она не является постоянной, а развивается вместе с данной наукой т.е. появляются новые теории дошкольной педагогики, изменяется нормативное регулирование системы дошкольного образования, что требует изменения методов, применяемых в научном исследовании. Методы педагогического исследования – это способы изучения и синтеза педагогических процессов и явлений, практики реализации педагогической деятельности. к основным методам дошкольной педагогики относятся: экспериментальное исследование, изучение литературы, анализ полученной информации, наблюдение, интервью, беседа, опрос, изучение педагогической документации, изучение аспектов дошкольного обучения, анкетирование, тестирование и др.

«Дошкольная педагогика как научное знание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функциональная роль дошкольной педагогики как науки

Значимость дошкольной педагогики как самостоятельной науки можно выразить с помощью нескольких функций, которые она выполняет в педагогической деятельности. К ним относятся:

  • Описательная функция. Она отражает сбор сведений о педагогической деятельности, накопление разнообразных фактов о педагогической работе, обручении и воспитании дошкольников. Факты собираются, анализируются, группируются по определенным признакам и, в последствие ложатся в основу новых теорий дошкольной педагогики.
  • Объяснительная функция. Она позволяет объяснить сущность того или иного процесса или явления дошкольной педагогики т.е. определить их закономерности протекания, устройство, параметры функционирования.
  • Прогностическая функция. С ее помощью составляются прогнозы реализации дошкольной образовательной деятельности, строятся перспективные планы организации дошкольного образования, на основании изучения закономерностей процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Конструктивная функция. Она связана с созданием технологий и методик организации дошкольного образования, разработкой методов обучения и воспитания дошкольников, форм реализации образовательной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, принципов построения данной деятельности.
  • Мировоззренческая функция. Она направлена на развитие педагогического сознания в социуме: понимание сущности и значимости дошкольной педагогики.

Методологическая база дошкольной педагогики

Методология дошкольной педагогики – это система знаний об основах теории дошкольной педагогики, принципах изучения педагогической деятельности в системе дошкольного образования, методах исследования педагогических процессов и явлений, способах практического применения теорий дошкольной педагогики.

По сути, методологическая база дошкольной педагогики – это философия дошкольного образования. Она включает в себя несколько подходов дошкольной педагогики, которые определяют позицию, занимаемую педагогом в образовательном процессе, в отношении к воспитаннику, осознание педагогом значимости своей профессиональной деятельности, понимание сущности дошкольного образования.

Основными методологическими подходами дошкольной педагогики являются:

  • Культурологический подход. В основе образовательного процесса лежат культурные ценности, к которым необходимо приобщить ребенка, привить ему традиции своего народа, уважение к его культурным особенностям. Это подход требует учета места и условий проживания ребенка, национальных особенностей конкретной страны или региона.
  • Аксиологический подход. Процесс образования дошкольников ориентирован на развитие у них фундаментальных ценностей: здоровья, культуры, трудовой деятельности, человеческой личности.
  • Системный подход. Он предполагает построение дошкольного образования, как упорядоченной системы, состоящей из совокупности связанных компонентов, взаимодействующих между собой. Дошкольное образование имеет цели и задачи, содержание, методы и формы организации, субъектов. Все эти компоненты связаны между собой и могут эффективно функционировать только во взаимодействии.
  • Деятельностный подход. Он основан на выборе ведущей деятельности, которая лежит в основе учебно-воспитательного процесса. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.
  • Творческий подход. Он основан на ориентации дошкольного образования на творческое развитие подрастающего поколения.
  • Личностный подход. Он основан на выборе гуманных форм воспитания и постановке личности на приоритетную позицию в образовательном процессе, признании ребенка высшей ценностью.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot