Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы дошкольной педагогики

Определение 1

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитания, обучения и развития детей с 2-х лет и до поступления в школу.

Философские, естественнонаучные и историко-педагогические основы дошкольной педагогики

В качестве теоретических основ дошкольной педагогики выступают данные естественных наук, философии, истории педагогической мысли, теории детской психологии и дошкольного образования.

Определение 2

Философские теории дошкольной педагогики – это научные основы, на которые опирается организация и осуществление педагогического процесса, включающие в себя общие принципы философской диалектики.

Под принципами научно-философской диалектики понимают общие законы о развитии материи, непрерывность ее движения и развития, перехода из одного качественного состояния в другое. В соответствии с философскими взглядами всякая материя развивается поступательно, системно и индивидуально. Под индивидуальностью понимается наличие единства и борьбы противоречий, как основной движущей силы развития, которая проявляется в каждом конкретном случае специфично. На особенность противоречий оказывает влияние социальные факторы, которые в каждом конкретном случае индивидуальны.

Замечание 1

Естественнонаучными основами дошкольной педагогики являются учения И.П. Павлова и И.М. Сеченова о высшей нервной деятельности (ВНД). Данные учения раскрывают особенности психической деятельности ребенка дошкольного возраста, ее влияние на формирование и развитие личности.

Исследования о ВНД установили, что процесс воспитания, обучения и развития ребенка целесообразнее начинать с самого его рождения. Период дошкольного детства является сензитивным, способствующим формированию устойчивых условных рефлексов, усвоению основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного развития личности.

«Теоретические основы дошкольной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Историко-педагогические основы – это концепции, которые относятся к истокам становления педагогики как науки. Фундаментом историко-педагогических основ дошкольной педагогики выступают труды философов, отечественных педагогов и психологов, гуманистические идеи о воспитании и развитии детей от рождения и до школы.

Психологические основы дошкольной педагогики

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

  • Культурно-историческая теория – рассматривает вопросы психики и поведения, опирается на теорию Л.С. Выготского о возрастной периодизации, зоне ближайшего развития, сензитивном периоде и развивающем обучении. Л.С. Выготский считал, что в основе образовательного процесса должна быть заложена культура, которую постепенно и последовательно усваивает ребенок, тем самым осуществляется его развитие.
  • Деятельностная теория А.Н. Леонтьева – рассматривает деятельность ребенка, как одно из основных условий его успешного психического развития. Основное положение данной теории состоит в том, что психика (сознание) ребенка развивается в процессе разнообразной деятельности, вне деятельности ее развитие невозможно.
  • Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также труды Л.А. Венгера и Н.Н. Подъякова об особенностях интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с данной теорией было установлено, что первые два вида мышления из трех развиваются именно в период дошкольного детства. Открытие, совершенное Н.Н. Подъяковым является фундаментальным. Данное открытие состоит в том, что наглядно-образное мышление у детей возникает в первый год жизни и оказывает влияние на последующее развитие наглядно-действенного мышления. Это знание позволило значительно усовершенствовать процесс развития детей дошкольного возраста.
  • Теория, разработанная А.В. Запорожцем об «амплификации» дошкольного детства. Данная теория описывает значимость полноценного проживания дошкольного периода и пагубное влияние на стремление его «сокращения».
  • Теория периодизации психического развитии ребенка дошкольного возраста и психология детской игры, предложенная Д.Б. Элькониным.
  • Концепция социокультурного феномена дошкольного периода, разработанная В.Т. Кудрявцевым.

Особенности теоретических основ дошкольной педагогики

Теоретические основы дошкольной педагогики, имеют свои особенности, связанные со временем их создания и разработки. Так, теории, созданные ранее и в настоящее время, имеют расхождения во взглядах на взаимосвязь между воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста. Данное расхождение взглядов остается дискуссионным на протяжении достаточно длительного времени.

Ряд авторов считают, что роль воспитания является ведущей. Другие же напротив не признают значимости влияния воспитания на развитие ребенка. Третья сторона признает значимость воспитания в развитии ребенка, но в тоже время считают, что оно не является решающим фактором.

Разные исследователи и авторы по-разному смотрят на факторы развития личности ребенка. Кто-то считает, что ведущая роль принадлежит наследственности, кто-то считает, что большое значение имеет социальная среда и воспитание.

В основе теории о биологическом направлении развития ребенка дошкольного возраста заложены взгляды английского философа-позитивиста и психолога Спенсера, который рассматривал воспитание как процесс не заложенный генетически. В соответствии с данными взглядами, воспитание не может оказывать должного влияния на развитие личности ребенка, так как оно чуждо его биологической природе.

Современная отечественная дошкольная педагогика решает проблему развития личности ребенка дошкольного возраста через признание ведущим фактором воспитание, которое осуществляется в полном соответствии с закономерностями физического, нервно-психического и социального развития личности ребенка. Недооценка любого фактора приводит к ошибкам воспитания, снижает возможности развития личности, и в конечном итоге сказывается на судьбах людей, поколений и человечества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot