Диагностика алалии
Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, возникшее в связи с органическим поражением корковых речевых центров головного мозга, которые произошли внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.
При алалии отмечают позднее появление речевой реакции, бедный словарный запас, аграматизмы, нарушения в слоговой структуре, звукопроизношении и фонематических процессах.
Из-за наличия двух подходов к проблеме речевой патологии, в частности, к вопросам диагностики, когда одни специалисты используют педагогическую терминологию в определении речевого дефекта, а другие используют классическую терминологию, логопеды и врачи сталкиваются с недопониманием, утрачивая общее понимание самой природы дефекта, чем снижается эффективность коррекционных мероприятий.
Исследования, посвященные качеству диагностических заключений, содержат разноречивый характер определений в квалификации речевых дефектов. Из-за этого особенно остро стоит проблема роли диагноза, так как исследование ребенка с речевыми дефектами, а также другими отклонениями психофизического состояния должно начинаться постановкой диагноза.
Проблема диагностики алалии в раннем возрасте – достаточно сложная. Часто алалию путают с похожими состояниями, другими речевыми нарушениями: глухотой, тугоухостью и задержкой развития речи, с недоразвитием речи при умственной отсталости, псевдоаллалическим синдромом, афазией и пр.
Дифференциация моторной алалии и легкой степени умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности
Отсутствие речи при алалии резко ограничивает возможность полноценного развития и общения ребенка с окружающими людьми. Это вызывает постепенное отставание умственного развития, которое носит вторичный характер, то есть отсутствием речи может быть обусловлена задержка умственного развития, из-за чего неговорящий ребенок может немного отличаться в развитии от своих ровесников, но при этом не будет умственно отсталым.
Общими чертами алалии и умственной отсталости являются:
- позднее появление речи – к 3, а иногда и к 5 годам;
- схожая лепетная речь;
- крайне малый запас слов.
К отличиям, по которым можно дифференцировать алалию и умственную отсталость, относят то, что дети с алалией значительно отличаются от детей с умственной отсталостью тем, что с постепенным становлением речевой функции, а также под влиянием специальных форм обучения, интеллектуальное отставание у алаликов постепенно полностью исчезнет.
В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с алалией демонстрируют разумное поведение, то есть они могут адекватно ориентироваться в окружающей их обстановке и в быту, понимают обращенную к ним обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для их возраста поручения и простые задания.
Дифференциация алалии от задержки речевого развития (ЗРР)
Рисунок 1. Дифференциация алалии от задержки речевого развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дифференциация алалии от псевдоаллалического синдрома
Часто встречаются дети не с алалией, а с псевдоалалическим, или ложным алалическим синдромом.
Таким образом, речь детей с псиевдалалическим синдромом развивается с определенной задержкой, и в возрасте 1-3 лет такие дети по общей картине речевого развития могут напоминать детей с истинной алалией.
К 4-м годам начинают отмечать выраженные отклонения от нормального развития речи.
К возрасту 7-ми лет речь детей с псевдоалалией приближается к возрастной норме.
При псевдоалалическом синдроме обычно выделяют следующую симптоматику:
- негативизм в речи;
- повышение тормозимости речевых функций;
- пугливость;
- затруднения при необходимости высказаться, то есть дети знают, что сказать, но не могут этого сделать;
- испытывание трудностей при заучивании текстов наизусть;
- пассивный словарь гораздо обширнее активного;
- нарушения устной речи не всегда проявляются в письменное (при алалии – всегда).
Дифференциация алалии от афазии
Общими чертами алалии и афазии являются:
- полное или частичное нарушение всей системы речи, всех ее сторон и компонентом, что в определенной степени делает невозможным осуществление основной речевой функции – общение с окружающими людьми;
- в качестве вторичных явлений отмечаются нарушения в процессах мышления и изменения всей личности, поведение человека;
- как результат сложности нарушений отмечаются разные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;
- всеми исследователями выделены две основные формы алалии и афазии: моторная и сенсорная, таким делением не отражено все многообразие этих нарушений, но оно оправдано, так как к основным конструктивным компонентам системы речи относят моторный, или двигательный, и слуховой, или сенсорный.
Рисунок 2. Дифференциация алалии от афазии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Распространенная ошибка состоит в отнесении любого неговорящего ребенка, то есть алалика к категории аутистов.
В этом случае дифференциальная диагностика очень затруднена, так как объект – маленький ребенок, поведение которого еще не отличается стойкостью и четко определяемыми патологическими признаками, по которым может быть однозначно установлен диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта свидетельствуют о том, что около 2/3 детей с аутизмом имеют задержку умственного развития, а около 10% обладают развитыми способностями в какой-либо области – математических вычислениях, музыке, рисовании, поговорках, мозаике, некоторые имеют энциклопедические знания в интересующей их области.
Дифференциация алалии от раннего детского аутизма (РДА)
Рисунок 3. Дифференциация алалии от раннего детского аутизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенные затруднения вызывает дифференциация моторной и сенсорной алалии, так как это нарушения речи внутри одной структуры, и они обладаю массой схожих симптомов.
Рисунок 4. Дифференциация моторной и сенсорной алалии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дифференциация сенсорной алалии и тугоухости
Рисунок 5. Дифференциация сенсорной алалии и тугоухости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, постановка диагноза алалия является сложным и трудоемким процессом, требующим профессионализма и внимательного отношения к ребенку. Ранняя и правильная постановка диагноза позволит провести успешную коррекцию нарушения в максимально короткие сроки.