Сущность целеполагания и классификация уровней работы над ним
Целью любой деятельности является получение определенного результата. Именно поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми компонентами педагогического процесса.
Как показывает практика, постановки цели является достаточно сложным моментов в организации педагогического процесса. Затруднения вызваны тем, что зачастую цели учебной программы не соответствуют образовательным ориентирам учащихся. Для предотвращения этого следует включать учащихся в процесс целеполагания с момента введения курса изобразительной деятельности в младших классах.
Работа педагога по изобразительной деятельности с детьми младшего школьного возраста по развитию целеполагания должна начинаться с первых учебных занятий. Такой подход обусловлен тем, что зачастую педагог предоставляет детям цель занятия уже в готовом виде, в то время как совместная работа по целеполаганию приучает младших школьников к жесткой внешней регламентации в их познавательной деятельности. Кроме того, совместное целеполагание приучает детей младшего школьного возраста к самостоятельности в образовательной деятельности.
Цель работы педагога по изобразительной деятельности по развитию целеполагания у детей младшего школьного возраста – предвосхищение в сознании познающих детей того результата, на который будут направлены их действия.
Постановка цели в начале урока по изобразительной деятельности является начальным этапом работы педагога и учащихся.
Работа педагога по развитию целеполагания у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности, осуществляется на следующих уровнях:
- Первый уровень – характеризуется преобладаем у учащихся формальных связей, которые связаны со стремлением у них получить положительную оценку, похвалу со сторон педагога и родителей, усвоения конкретного учебного материала и т.д.
- Второй уровень – постановка учащимися смысловых целей, которые связаны с осознанным восприятием учебного материала по изобразительной деятельности.
- Третий уровень – наличие конкретных творческих целей, которые предполагают выполнение учащимися разнообразных творческих заданий в рамках изучения курса по изобразительной деятельности.
Методы и приемы формирования и развития целеполагания у детей младшего школьного
Основные методы, используемые педагогом по изобразительной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию у них целеполагания:
- Диагностирование целей посредством собеседования, письменного анкетирования, тестирования, наблюдения и т.д.
- Совместное формулирование целей на разные временные отрезки (домашняя работа, учебное занятие, учебная четверть или курс и т.д.).
- Самостоятельная формулировка целей и последующее совместное их обсуждение.
Приемы развития целеполагания у детей младшего школьного возраста:
- Визуальные: тема-вопрос; работа с основными понятиями; домысливания; постановка проблемной ситуации и т.п.
- Аудиальные: предварительный подводящий диалог; анализ проблемы предшествующего урока и т.п.
Как показывает практика, наиболее популярными и эффективными приемами являются:
- формулирование темы урока по изобразительной деятельности в виде вопроса, в процессе обсуждения которого учащиеся вместе с педагогом выбирают одну или несколько целей урока;
- проведение вначале урока актуализации знаний учащихся начальных классов по теме урока;
- дополнение темы урока с помощью соответствующих слов-помощников, которые будут способствовать формулировке цели (например, слова: повторим, узнаем, изучим, проверим и т.п.);
Данные приемы являются универсальными и не требуют от педагога больших временных затрат или дополнительной подготовки к уроку. Необходимо отметить, что все методы и приемы, используемые педагогом по изобразительной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию целеполагания основана на диалоге с учащимися. Такой подход учит детей не только правильно формулировать свои мысли, грамотно и точно задавать вопросы учителю, но и отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Задания по формированию умения целеполагания у детей младшего школьного возраста на уроках по изобразительной деятельности
Задания по формированию и развитию целеполагания у детей младшего школьного возраста на уроках по изобразительной деятельности:
- Задачи без вопросов.
- Задания, содержащие учебный материал, который может быть использован в различных видах деятельности.
- Переформулирование заданий, так, чтобы поставленная в них учебная цель была очевидна учащимся.
- Задания-таблицы (помогают не только самостоятельно сформулировать цель, но и поэтапно выполнять задания, осуществлять самооценку своей работы).
Алгоритм работы педагога по развитию целеполагания у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной деятельности:
- Формулирование педагогом цели обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями Образовательного Стандарта.
- Конкретизация образовательных целей с учетом возраста учащихся, их учебных возможностей и потребностей, наличия конкретных условий и средств работы.
- Формулировка цели каждого раздела, модуля, темы и т.д.
- Осуществление планирования цели каждого конкретного занятия и разделение их на микроцели.
Эффективность работы по целеполаганию определяется степенью соответствия ожидаемых и полученных результатов.
Исходя из этого, цели учебных занятий по изобразительной деятельности, должны быть:
- реальными и достижимыми детьми младшего школьного возраста;
- технологичными и инструментальными (определять конкретные действия, выполнение которых приведет к достижению поставленной цели);
- диагностируемыми (поддаваться определению и измерению их соответствия полученным результатам).
Таким образом, целеполагание является одной из самых важных частей конструирования урока по изобразительной деятельности, планируя такой урок, педагогу необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.