Основы составления рабочей программы воспитателя ДОУ
Рабочая программа воспитателя – это нормативный документ, определяющий цели и направления работы воспитателя на определенный временной период (учебный год), а также порядок ее реализации.
Рабочая программа воспитателя включает в себя несколько разделов, в каждом из которых отражаются направления деятельности воспитанников, порядок их организации, методические основы этой деятельности и планируемые итоги ее реализации.
Она разрабатывается педагогом на основании образовательной программы ДОУ и предполагает ее детализацию, ориентацию на конкретную возрастную группу и особенности развития воспитанников.
Составление рабочей программы реализуется в опоре на федеральные стандарты- ФГОС ДО.
Она включает в себя оптимальные условия развития детей конкретной возрастной группы, формы и методы работы, ориентированные на формирование общечеловеческих ценностей, усвоение социальных норм и личностное развитие дошкольников.
В основе разработки воспитателем рабочей программы лежат следующие ее обязательные компоненты:
- Ценностные ориентиры рабочей программы. Они определяют целевое назначение реализации образовательной деятельности воспитателем, организации разных видов детской деятельности и содержательные особенности программы.
- Организационные аспекты работы воспитателя. Они включают в себя формы реализации разных видов и направлений детской деятельности.
- Технологические аспекты работы педагога. Они отражают технологию реализации им воспитательной деятельности с применением конкретных форм, методов и средств ее реализации.
- Структура предметно-развивающей среды конкретной возрастной группы.
- Социокультурная реализация деятельности педагога. Она связана с порядком организации работы педагога по установлению взаимодействия с родителями и социальными партнерами.
- Контрольно-диагностические мероприятия. Они связаны с анализом и оценкой педагогом итогов своей работы, реализации различных направлений деятельности.
Рабочая программа воспитателя выступает индивидуальной моделью разработки педагогом образовательной деятельности в ДОУ. Он формирует ее с учетом условий функционирования ДОУ, индивидуальных образовательных потребностей воспитанников и ориентации на достижение образовательных целей и задач.
В каждой возрастной группе имеются свои особенности реализации образовательной деятельности, что приводит к особенностям составления рабочей программы воспитателем.
Содержание рабочей программы воспитателя в старшей возрастной группе
В содержание рабочей программы воспитателя старшей возрастной группы ДОУ включаются все направления воспитательной деятельности, реализуемые с учетом возрастных особенностей развития дошкольников старшей группы, их образовательных потребностей и преемственности в реализации образовательной деятельности ДОУ на каждом этапе ее реализации: младшая, средняя и старшая возрастная группа.
В содержании рабочей программы воспитателя отражаются следующие направления развития старших дошкольников:
- Социальное развитие детей. Оно связано с расширением и углублением представлений детей о добре и зле, семейными ценностями, формированием умений сотрудничества, выполнения правил социального поведения, развитие коммуникативной сферы личности. Программа отражает следующие методы работы со старшими дошкольниками по данному направлению развития: проведение бесед о дружбе, семье, сопереживании, милосердии, доброте, дружелюбии; организация детской театральной деятельности; просмотр мультфильмов и анализ поведения их героев; организация сюжетно-ролевых игр на темы семьи, дружбы, взаимодействия с товарищами и др.;
- Познавательное развитие детей. В старшем дошкольном возрасте оно ориентировано на развитие детской любознательности, освоение приемов и способов познания, исследования окружающего мира и поддержание развития познавательной заинтересованности, а также постепенную подготовку к учебной деятельности. Воспитатель отражает в программе следующие методы реализации познавательного развития старших дошкольников: чтение детской художественной литературы, занятия по окружающему миру, экспериментальная деятельность – несложные опыты, организация дидактических игр, проектная деятельность, организация бесед воспитателя с детьми на разные темы, проведение экскурсий;
- Патриотическое развитие детей. Оно ориентировано в этот возрастной период на осознание детьми своей принадлежности обществу, своему народу, воспитание любви к Родине и особенностям, природе и культуре, развитие уважения к старшим, традициям и обычаям своего народа, осознание несения ответственности за свою деятельность. В реализации данного направления используются беседы, проводятся различные мероприятия, организуются экскурсии по историческим местам, просматриваются фильмы и читаются книги патриотического содержания, организуется проектная деятельность и сюжетные игры;
- Физическое воспитание. Внимание акцентируется на развитии более сложных двигательных навыков, представлений о физической культуре и ее роли в оздоровлении организма, формируются представления об основах безопасности жизнедеятельности. Для реализации физического воспитания проводятся процедуры закаливания, организуются подвижные игры, спортивные соревнования, гимнастика, беседы на темы здоровья и физического развития;
- Художественно-эстетическое развитие детей. Оно предполагает развитие культуры общения, поведения, усвоение норм этикета, понимание произведений искусства, восприятие красоты окружающего мира и раскрытие творческого потенциала ребенка. Производится организация различных видов детского творчества, конкурсы детских творческих работ, музыкальные занятия, проектная и изобразительная деятельность, делаются поделки к праздникам, организуются детские утренники на разные темы и экскурсии в музеи, галереи, походы в театры;
- Экологическое воспитание. Реализуется практическое приближение дошкольников к миру природы через организацию экспериментальной деятельности, наблюдений в природе, просмотр фильмов и видеоматериалов о жизни живых организмов в природной среде и влиянии человека на них, воздействии людей и отходов их производственной деятельности на природу и ее функционирование, проводятся беседы на темы экологии и ее роли в жизни человека, организуются дидактические игры;
- Трудовое воспитание. В старшем дошкольном возрасте расширяется перечень трудовых операций, выполняемых детьми. Они самостоятельно организуют свою деятельность, выполняют поручения воспитателя, участвуют в работе по уборке территории ДОУ, в субботниках. Трудовые операции выбираются, исходя из посильности их выполнения дошкольниками.
На реализацию каждого направления отводится определенное количество часов, которые распределяются по занятиям на учебный год. Педагог формирует календарный план своей работы, представляя все виды детской деятельности в детальном виде.