Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие и содержание предметно-развивающей среды в ДОО, ее компоненты

Предметная развивающая среда ДОО – система средств деятельности и материальных объектов, которые функционально моделируют содержание развития физического и духовного облика ребенка дошкольного возраста, организованная в соответствии с нормативными требованиями.

Понятие и значение предметно-развивающей среды в ДОО

В настоящее время вопрос организации эффективной предметно-развивающей среды в ДОО является одним из наиболее актуальных. В первую очередь это связано с введением ФГОС, а также с обновлением требований к структуре общеобразовательной программы.

Предметно-развивающая среда ДОО призвана развивать ребенка как духовно, так и физически. Роль воспитателя - педагогически грамотно её смоделировать.

Замечание 1

Цель воспитателя группы ДОО по созданию предметно-развивающей среды заключается в конструировании многофункциональной и многоуровневой предметно-развивающей среды для полноценного и всестороннего развития личности воспитанника на всех этапах его пребывания в ДОО.

Форма, дизайн и содержание предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на возраст детей и обеспечение им безопасности. Кроме того она должна учитывать психологические и физические особенности развития детей группы. Цветовую гамму в основном представляют теплые и пастельные тона. Важно учитывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. С течением времени предметно-развивающая среда должна изменяться и соответствовать возрастным особенностям детей, периоду их обучения и требованиям образовательной программы.

Важно при организации предметно-развивающей среды учитывать, чтобы она имела открытый и незамкнутый характер, предусматривающий возможности ее корректировки и развития. То есть среда группы не только развивающая, но и развивающаяся.

Замечание 2

Таким образом, организуя предметно-развивающую среду в ДОО воспитателю необходимо учитывать возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, соблюдение дизайна и эргономики современной среды ДОО.

«Понятие и содержание предметно-развивающей среды в ДОО, ее компоненты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание предметно-развивающей среды в ДОО

При организации предметно-развивающей среды в группе ДОО воспитатель опирается на требования ФГОС:

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала группового пространства.

  2. Обеспечение доступности создаваемой среды:

    • доступность для всех воспитанников группы;
    • свободный доступ к материалам, пособиям, игрушкам и т.д.

Педагогически верно созданная предметно-развивающая среда дает возможность каждому воспитаннику наиболее эффективно развивать свои способности и задатки, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Предметно-развивающая среда организуется воспитателем так, чтобы каждому воспитаннику группы была предоставлена возможность заниматься тем делом, которое для него наиболее интересно и познавательно.

Оборудование и материалы предметно-развивающей среды размещаются по секторам, в которых дети могут объединяться по интересам:

  • конструирование;
  • художественный уголок;
  • ручной труд;
  • театрально-игровая деятельность;
  • экспериментирование;
  • сюжетно-ролевые игры и т.д.

Обязательным является наличие в предметно-развивающей игре материалов, направленных на активизацию познавательной деятельности воспитанников:

  • развивающие игры, соответствующие возрастным потребностям воспитанников;
  • технические игрушки и устройства;
  • модели;
  • материалы для опытно-поисковой деятельности;
  • природные материалы и т.д.

Компоненты предметно-развивающей среды в ДОО

Составляющими компонентами предметно-развивающей среды ДОО являются:

  1. Активный центр среды – занимает наибольшую площадь среди всех иных компонентов. В соответствии с ФГОС обязательно включает в себя:

    • игровой центр;
    • центр двигательной активности;
    • центр для игр с конструкторами;
    • центр для организации музыкально-игровой деятельности.
  2. Спокойный центр – место для проведения детьми спокойных игр и организации отдыха. Включает в себя несколько центров:

    • книжный;
    • для отдыха;
    • природный.
  3. Рабочий сектор – по площади занимает четверть группы, в нем располагается оборудование, необходимо для проведения регламентированной и совместной деятельности воспитанников.

Замечание 3

Необходимо отметить, что данные сектора имеют условные границы, а в зависимости от воспитательно-образовательных задач центры временно могут трансформироваться в нужные для воспитателя и воспитанников, чтобы вместить всех желающих принять участие.

При наполнении предметно-развивающей среды воспитатель должен учитывать не только возрастные и психологические особенности детей, но и гендерные. Материалы и игрушки должны удовлетворять потребности и мальчиков, и девочек, в игре, труде и т.д. В старших возрастных группах наполняемость среды учитывает необходимость подготовки детей к школьному обучению, в связи с чем, следует в среду добавлять материалы, которые будут способствовать овладению счетом, письмом и т.д.

Организуя предметно-развивающую среду, воспитатель должен помнить ряд обязательных правил:

  1. Среда должна выполнять несколько взаимосвязанных функций: развивающую, стимулирующую, коммуникативную.
  2. Пространство группы должно быть использовано гибко и вариативно, удовлетворять все потребности воспитанников.
  3. Среда должна быть безопасна и доступна для детей.
  4. Включать все виды деятельности воспитанников, при необходимости трансформироваться.
  5. Учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные закономерности развития воспитанников.
  6. Цветовая палитра – это теплые и пастельные тона.
  7. Ведущее место в среде отводится игровой деятельности.
  8. Среда должна меняться и развиваться вместе с воспитанниками.
  9. Среда не должна быть замкнутой – это открытая и динамичная система.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot