Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественно-развивающая среда как средство развития творческих способностей дошкольников

Понятие художественно-развивающей среды

Определение 1

Художественно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития.

Важная задача ДОУ – осмыслить особенности развивающей среды, которая должна посредством своего содержания и свойств обеспечить:

  • творческую деятельность каждого ребенка;
  • воспитать духовно богатую и физически здоровую, эстетически развитую личность, способную проявлять и развивать художественные способности, собственную активность и реализовывать себя максимально полно в школьном обучении.

Художественно-развивающая среда дошкольного учреждения – это целесообразно организуемая совокупность материальных объектов и предметов, которых находятся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включаются в контекст развития ребенка.

В процессе проектирования художественно-развивающей среды в качестве средства подготовки детей-дошкольников к школьному обучению, необходимо учесть:

  • психологические закономерности развития старших дошкольников;
  • что развитие и формирование детской личности протекает в деятельности, которая постоянно меняет свое психологическое содержание;
  • воздействие ведущей деятельности на все остальные;
  • соответствие среды детским возможностям, граничащее с переходом на последующий этап его развития – школьное обучение, то есть создание зоны ближайшего психического развития;
  • структуру когнитивной сферы детей;
  • информативность среды, которая удовлетворяет потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • личностно-ориентированное взаимодействие детей со взрослыми;
  • общую активность детей, удовлетворение их желания действовать.

Компоненты художественно-развивающей среды ДОУ

Основываясь на задачах формирования художественно-творческих способностей детей, следует руководствоваться следующими принципами организации развивающей среды:

«Художественно-развивающая среда как средство развития творческих способностей дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Педагогическая адекватность среды, то есть содержание среды должно соответствовать статусу ДОУ и программно-методическому комплексу, имеющемуся в ДОУ.
  2. Сочетание центров среды в группе. Художественно-развивающую среду в старшей группе необходимо организовывать так, чтобы у каждого ребенка была возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования в соответствии с принципом нежесткого центрирования поможет детям объединяться в группы по интересам и полоролевому принципу, уровню развития.
  3. Информированность среды - состоит из разнообразия тематик, комплексности, многообразия материалов и игрушек. Ориентиры подбора материала – это основные направления развития детей-дошкольников, виды деятельности и области знания. Среда должна быть информативной, сбалансированной, каждый элемент иметь педагогическую ценности. Например, можно оборудовать игротеку для самостоятельных игр детей в старшей группе, в ней сосредоточить игры на развитие логических действий сравнения, классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование и ориентировку по схемам и моделям.
  4. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, которыми обеспечивается разнообразие деятельности ребенка и его творчество. Обогащение материала и его разнообразие должно соответствовать возрасту, особенностям и интересам детей, периоду обучения и требованиям реализуемой программы. Наукоемкость ориентируется на научно обоснованные теории, соблюдение принципов построения художественно-развивающей среды и введение новых элементов среды на основании изученной методической и научной литературы.
  5. Вариативность материала. Статичные игрушки образуют содержание пространства, которое не стимулирует творческого поведения. Среду не нужно завершать, она должна периодически преобразовываться, обновляться, учитывая специфику детского восприятия, стимулирования физической, творческой и интеллектуальной активности детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
  6. Сочетание новых и традиционных компонентов среды, предполагающее внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, детского творчества. Новыми компонентами среды могут выступать:

    • тематические выставки;
    • минимузеи;
    • оформление по сезону;
    • выставки детского творчества.
  7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимость с макро- и микропространством детской деятельности. С позиции психолого-педагогических требований, развивающая среда ДОУ должна строиться, учитывая возможности ребенка по общению не только с детьми одного возраста, но и в разных сообществах, не только с педагогом, но и с другими взрослыми. Обогащению детского развития в ДОУ способствует специально создаваемое макропространство. Среда образовательного учреждения должна быть связана с ее частями и окружающей средой, целостной, чтобы ребенок могу свободно заниматься разными видами деятельности и взаимодействовать друг с другом.

  8. Здоровьесберегающая ориентация среды: обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности и многофункциональности. В первую очередь, это удобное размещение зон для коллективной и индивидуальной деятельности. Это возможно благодаря изделиям из пластмассы: открытым легким стеллажам, этажеркам, комодам, контейнерам и пр. Все это может быть использовано по-разному:

    • в качестве разделителей пространства;
    • как емкость для хранения атрибутов;
    • в качестве маркеров игрового пространства;
    • в качестве мебели для разных центров;
    • как площадку демонстрации детского творчества.
  9. Обеспечение эстетической направленности. При организации предметно-пространственной среды отмечают сложную, многоплановую и высокотворческую роль педагога. Предметно-пространственная среда и процесс формирования творческой личности детей идет в единой системе сотворчества, которое организуется в соавторстве педагога и ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot