Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста об окружающей природе

Специфика развития представлений дошкольников о природе

Определение 1

Представления о природе – это понимание устройства природного мира, знания о его составных компонентах, основных признаках, свойствах и особенностях

Первоначальные представления об окружающем мире, устройстве природы и социума ребенок получает в дошкольном возрасте.

В среднем дошкольном возрасте происходит расширение и обогащение представлений ребенка о живых объектах, правилах взаимодействия с ними.

В среднем дошкольном возрасте формируются:

  • Первичное представление ребенка о живой и неживой природе, ее основных объектах и процессах;
  • Уважительное отношение к природе и ее объектам;
  • Гуманное восприятие живой природы;
  • Заботливое и бережливое отношение к природе и ее объектам, процессам, явлениям;
  • Познавательная заинтересованность по отношению к вопросам устройства окружающего мира;
  • Любознательность;
  • Представление о связях и зависимостях, возникающих в природной среде и отношениях живых существ;
  • Первоначальные экологические представления, лежащие в основе формирования экологической культуры личности.

Экологические представления дошкольников средней возрастной группы обладают следующими специфическими чертами:

  1. Содержание представлений опирается на связь человека, социального мира и природы, влияние природной среды на человека, его развитие и состояние здоровья, т. е. на те параметры, которые относятся к экологии.
  2. Содержание представлений отталкивается от понятия экосистема и параметров ее функционирования.
  3. Акцентирование внимания на природопользовании, т.е. природных ресурсах и их применении человеком, а также необходимости их сбережения и охраны окружающей среды для жизнедеятельности социума.

В ходе экологического развития дошкольников средней возрастной группы происходит их знакомство с природой, как в теории, так и на практике, посредством организации наблюдений за жизнедеятельностью живых организмов, изменениями климатических условий. Дети учатся вести себя в природе и постепенно формируют основы экологических представлений.

Включение компонентов природы в предметно-развивающую среду ДОУ

«Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста об окружающей природе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Создание в ДОУ живого уголка, посредством его включения в предметно-развивающее пространство, является наиболее актуальным и распространенным методом формирования представлений о природе у дошкольников разных возрастных групп.

Создание уголка природы ориентировано на регулярное взаимодействие ребенка с объектами природы, осуществление ухода за живыми существами и поднятие общего уровня экологической компетентности детей.

Формирование уголка природы в предметно-развивающем пространстве средней возрастной группы ориентировано на достижение следующих целей:

  • Формирование первоначальных знаний и представлений о живой среде;
  • Формирование навыков видения прекрасного в окружающем мире;
  • Обогащение знаний детей о свойствах живых организмов и особенностях их жизнедеятельности;
  • Выработка уважительного и гуманного отношения к окружающей природной среде;
  • Развитие навыков взаимодействия с живыми существами: ухода за растениями и животными.

Включение природного компонента в образовательную среду ДОУ является приемом, ориентированным на сближение дошкольников с природой, формирования у них полноценных представлений о живых существах и их разнообразии.

Составными компонентами уголка природы являются:

  1. Комнатные растения. Хорошо, чтобы их было большое количество разных видов. Это даст представления о разнообразии природного мира и ее обитателях.
  2. Домашние животные. Это не всегда возможно, но является отличным дополнением природного пространства. Хорошо, установить аквариум с рыбками, клетку с попугаем или хомяками. Это создаст условия для ухода детей за животными, их кормлением, чистки их мест обитания и др. Кроме того, взаимодействие с животными увлекает детей гораздо больше, чем уход за растениями.
  3. Литература о природе. Должны быть включены детские книги, содержание которых связано с повествованием о природе и ее объектах, научными данными об устройстве природного мира, справочная литература природоведческого содержания.
  4. Муляжи природных объектов. Создаются фигурки животных и растений из разных материалов.
  5. Природные материалы. Это могут быть желуди, шишки, кора деревьев, ракушки, кораллы, гербарий, перья птиц и др.
  6. Наглядные пособия. Это могут быть картинки с изображениями живых существ, пейзажей, растений и др.
  7. Инструменты для проведения разнообразных опытов. В данный возрастной период развития детям доступно проведение простейших экспериментов, для которых необходим минимальный набор инструментов и средств.

Проектная деятельность как метод расширения представлений дошкольников о природе

Технология проектной деятельности находит активное применение на этапе дошкольного обучения.

Применение проектов в средней возрастной группе реализуется по разным образовательным направлениям. Экологическое воспитание является одним из них.

Проекты реализуются по разным темам. Это могут быть климатические изменения в разные времена года, растения леса, растения огорода, животные пустыни, животные лесополосы, причины перелета птиц на зимовку в теплые края, причины опадания листьев с деревьев осенью и т. д. и т. п.

Каждый проект позволяет рассмотреть окружающую природу и ее обитателей с разных сторон, изучить их более детально.

Проекты позволяют превратить детей в активных участников познавательной деятельности - они не просто наблюдают за природой, а проводят опыты, экспериментируют, применяют творческий подход к решению поставленных задач, учатся взаимодействовать друг с другом и, что самое важное, с природой.

В ходе проектной деятельности применяются ИКТ технологии, которые делают представление проектов более наглядным и ярким, что повышает уровень их восприятия детьми и устойчивость природных знаний и навыков взаимодействия с ней.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot