Сущность и значение психолого-педагогического анализа
Психолого-педагогический анализ – это исследование состояния педагогического процесса в конкретный временной период развития.
Педагогический анализ базируется на изучении определенных педагогических ситуаций, их отдельных составных элементов в разные временные периоды. На основе полученных аналитических данных осуществляется постановка педагогической задачи.
Объектом исследования педагогического анализа является педагогическая ситуация. Она отражает различные этапы установления взаимоотношений между педагогом и воспитанником, психические аспекты этого процесса, взаимоотношения между учащимися, условия реализации учебно-воспитательного процесса, особенности его протекания в конкретный временной промежуток. Все эти ситуации и процессы требуют анализа поскольку от них зависит принятие конкретного решения при построении оптимального педагогического процесса, его продуктивной организации или же, при проведении определенных педагогических мероприятий.
Педагогическая ситуация отражает текущее развитие и состояние педагогической системы или ее отдельного компонента в определенный временной период. Ее исследование является достаточно сложным и многофакторным процессом. Понять и разрешить разнообразные педагогические ситуации можно посредством психолого-педагогического анализа.
Выявленная на основе проведенного анализа педагогическая задача требует своего осознанного восприятия. Только так ее можно успешно разрешить.
Осознанное восприятие педагогической задачи обуславливает анализ ее первичных данных и дальнейшее установление педагогического диагноза. Проведение анализа первичных данных предполагает:
- Определение общих свойств и качеств психического развития и состояния педагогов и воспитанников.
- Выявление специфики взаимоотношений, установившихся между педагогами и воспитанниками.
- Определение совокупности средств и условий реализации учебно-воспитательного процесса.
Анализ первичных данных опирается на научные теории, а также на практические данные, касающиеся состояния педагогического процесса, определенной стадии его развития, системы коллективного взаимодействия, психического баланса в коллективе, особенности развития всех его участников. На основе полученных аналитических данных формируется педагогический диагноз. Он отражает текущее состояние педагогического процесса и его составных частей в различные временные периоды его функционирования, путем проведения разностороннего полного исследования.
Содержание педагогического анализа
Содержание педагогического анализа взаимосвязано с содержанием теоретических характеристик учебно-воспитательного процесса. Оно отражает педагогические взгляды и воззрения и содержит ограниченное количество компонентов, чтобы упростить процесс его прохождения, сократить время исследования и выявить его сущность.
В качестве содержания анализа рассматриваются три ведущих компонента:
- Критерии оценки процессов воспитания и обучения. Предполагается, что имеются определенные параметры и эталоны развития воспитательного процесса в конкретный временной период. На основе анализа происходит определении соответствия этих текущего состояния развития педагогического процесса установленным параметрам.
- Продукты педагогической деятельности, педагогического процесса. Сюда входят показатели воспитанности детей, которые отражают достижение целей и задач организации учебно-воспитательной деятельности.
- Динамика реализации учебно-воспитательного процесса. Эти показатели отражают развитие педагогического процесса, путем сравнения его состояния в прошлые временные периоды и в настоящее время.
Рисунок 1. Требования к психолого-педагогическому мониторингу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы и уровни организации педагогического анализа
Организация психолого-педагогического анализа базируется на следующих ведущих принципах:
- Принцип цели. В процессе проведения оценки педагогического процесса определяется сущность объекта исследования, его место роль, предназначение, целевое назначение его функционирования и средства, применяемые для достижения данной цели.
- Принцип целостности. Он основывается на выделении объекта проводимого исследования из совокупности иных компонентов.
- Принцип сложности. Каждый исследуемый объект рассматривается в качестве системного т.е. состоящего из нескольких взаимосвязанных компонентов.
- Принцип историзма. Данный принцип базируется на том, что объект исследования имеет определенную историю развития и потому требуется ее изучение, чтобы выявить динамику развития.
Психолого-педагогический анализ организуется и проводится соответственно психологами и педагогами. Он реализуется на двух основных уровнях:
- Научно-теоретическом уровне, на котором проводится изучение функционирования педагогических процессов и объектов, особенностей их функционирования и установлении причинно-следственных связей между компонентами объектов исследования.
- Научно-практическом уровне. Он предполагает исследование прохождения различных процессов, педагогических ситуаций с целью их практического применения в области обучения и воспитания.
На любом уровне аналитического исследования происходит выявление связей между различными системными компонентами, исследуемого объекта. Связи показывают то, насколько компоненты объекта взаимосвязаны между собой, как они сотрудничают и воздействуют друг на друга. Связь отражает, каким образом изменение отдельных процессов в образовательной сфере или ее субъектов влияет на модификацию других. Как правило, все компоненты исследуемых системных процессов являются взаимосвязанными т.е. имеют крепкие связи, устойчивые в течение определенного временного периода. Кроме того, субъекты педагогических систем характеризуются непрерывным взаимодействием между собой т.е. имеют определенную взаимосвязь, толкающую их на выполнение определенных совместных действий.