Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогический анализ процесса

Сущность и значение психолого-педагогического анализа

Определение 1

Психолого-педагогический анализ – это исследование состояния педагогического процесса в конкретный временной период развития.

Педагогический анализ базируется на изучении определенных педагогических ситуаций, их отдельных составных элементов в разные временные периоды. На основе полученных аналитических данных осуществляется постановка педагогической задачи.

Объектом исследования педагогического анализа является педагогическая ситуация. Она отражает различные этапы установления взаимоотношений между педагогом и воспитанником, психические аспекты этого процесса, взаимоотношения между учащимися, условия реализации учебно-воспитательного процесса, особенности его протекания в конкретный временной промежуток. Все эти ситуации и процессы требуют анализа поскольку от них зависит принятие конкретного решения при построении оптимального педагогического процесса, его продуктивной организации или же, при проведении определенных педагогических мероприятий.

Педагогическая ситуация отражает текущее развитие и состояние педагогической системы или ее отдельного компонента в определенный временной период. Ее исследование является достаточно сложным и многофакторным процессом. Понять и разрешить разнообразные педагогические ситуации можно посредством психолого-педагогического анализа.

Выявленная на основе проведенного анализа педагогическая задача требует своего осознанного восприятия. Только так ее можно успешно разрешить.

Осознанное восприятие педагогической задачи обуславливает анализ ее первичных данных и дальнейшее установление педагогического диагноза. Проведение анализа первичных данных предполагает:

  1. Определение общих свойств и качеств психического развития и состояния педагогов и воспитанников.
  2. Выявление специфики взаимоотношений, установившихся между педагогами и воспитанниками.
  3. Определение совокупности средств и условий реализации учебно-воспитательного процесса.

Анализ первичных данных опирается на научные теории, а также на практические данные, касающиеся состояния педагогического процесса, определенной стадии его развития, системы коллективного взаимодействия, психического баланса в коллективе, особенности развития всех его участников. На основе полученных аналитических данных формируется педагогический диагноз. Он отражает текущее состояние педагогического процесса и его составных частей в различные временные периоды его функционирования, путем проведения разностороннего полного исследования.

«Психолого-педагогический анализ процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание педагогического анализа

Содержание педагогического анализа взаимосвязано с содержанием теоретических характеристик учебно-воспитательного процесса. Оно отражает педагогические взгляды и воззрения и содержит ограниченное количество компонентов, чтобы упростить процесс его прохождения, сократить время исследования и выявить его сущность.

В качестве содержания анализа рассматриваются три ведущих компонента:

  1. Критерии оценки процессов воспитания и обучения. Предполагается, что имеются определенные параметры и эталоны развития воспитательного процесса в конкретный временной период. На основе анализа происходит определении соответствия этих текущего состояния развития педагогического процесса установленным параметрам.
  2. Продукты педагогической деятельности, педагогического процесса. Сюда входят показатели воспитанности детей, которые отражают достижение целей и задач организации учебно-воспитательной деятельности.
  3. Динамика реализации учебно-воспитательного процесса. Эти показатели отражают развитие педагогического процесса, путем сравнения его состояния в прошлые временные периоды и в настоящее время.

Требования к психолого-педагогическому мониторингу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Требования к психолого-педагогическому мониторингу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы и уровни организации педагогического анализа

Организация психолого-педагогического анализа базируется на следующих ведущих принципах:

  • Принцип цели. В процессе проведения оценки педагогического процесса определяется сущность объекта исследования, его место роль, предназначение, целевое назначение его функционирования и средства, применяемые для достижения данной цели.
  • Принцип целостности. Он основывается на выделении объекта проводимого исследования из совокупности иных компонентов.
  • Принцип сложности. Каждый исследуемый объект рассматривается в качестве системного т.е. состоящего из нескольких взаимосвязанных компонентов.
  • Принцип историзма. Данный принцип базируется на том, что объект исследования имеет определенную историю развития и потому требуется ее изучение, чтобы выявить динамику развития.

Психолого-педагогический анализ организуется и проводится соответственно психологами и педагогами. Он реализуется на двух основных уровнях:

  1. Научно-теоретическом уровне, на котором проводится изучение функционирования педагогических процессов и объектов, особенностей их функционирования и установлении причинно-следственных связей между компонентами объектов исследования.
  2. Научно-практическом уровне. Он предполагает исследование прохождения различных процессов, педагогических ситуаций с целью их практического применения в области обучения и воспитания.

На любом уровне аналитического исследования происходит выявление связей между различными системными компонентами, исследуемого объекта. Связи показывают то, насколько компоненты объекта взаимосвязаны между собой, как они сотрудничают и воздействуют друг на друга. Связь отражает, каким образом изменение отдельных процессов в образовательной сфере или ее субъектов влияет на модификацию других. Как правило, все компоненты исследуемых системных процессов являются взаимосвязанными т.е. имеют крепкие связи, устойчивые в течение определенного временного периода. Кроме того, субъекты педагогических систем характеризуются непрерывным взаимодействием между собой т.е. имеют определенную взаимосвязь, толкающую их на выполнение определенных совместных действий.

Дата последнего обновления статьи: 14.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot