Неуспеваемость – это отставание в учебе, проявляющееся в не усвоении должного объема знаний и навыков в отведенный временной период и последующем развитии проблем в обучении, связанных с этим.
Неуспеваемость является следствием разнообразных факторов, таких как индивидуальные параметры развития ребенка, условия его развития, семейное воспитание, наличие мотивации к учению и др.
Неуспеваемость является серьезной проблемой и требует своего своевременного решения для плодотворной педагогической деятельности. Потому, в учебном процессе реализуется системная работа по профилактике неуспеваемости. Она особенно актуальна на начальном этапе обучения, когда ребенок только привыкает к новому виду деятельности. Развитие неуспеваемости в этот период положит основу отставания в обучении учащегося на дальнейших этапах его учебной деятельности.
Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников
Работа по предупреждению развития проблемы неуспеваемости у учащихся начальной школы носит системный характер. Она включает в себя совокупность психологических и педагогических условий, которые создаются в учебном процессе для обеспечения полноценного усвоения учащимися образовательной программы.
Профилактическая работа ориентирована на формирование у младших школьников компетенций, установленных ФГОС, и достижение ими такого уровня знаний и навыков, который обеспечит возможность успешного обучения на следующей ступени. При этом, требуется соблюдение преемственности в обучении на всех уровнях и этапах, т.е. между дошкольным образованием и начальным школьным должна прослеживаться связь, обеспечивающая ребенку спокойный переход с уровня дошкольного образования на уровень обучения в начальной школе. Также, окружение ребенка, его семейная атмосфера и условия воспитания играют важную роль в профилактической работе.
Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников включает в себя организацию учебного процесса в опоре на соблюдение двух групп условий:
- Психологические условия профилактики неуспеваемости.
- Педагогические условия профилактики неуспеваемости.
К психологическим условиям профилактики неуспеваемости относится организация обучения с учетом возрастных и индивидуальных параметров развития учащихся и разности умственного развития учащихся разного пола. Также, от педагога требуется создание комфортного психологического климата в коллективе, благоприятной эмоциональной атмосферы и межличностного взаимодействия школьников. Проводится работа по снижению школьной тревожности учащихся, сглаживанию их страхов, вызванных новой деятельностью, новой социальной обстановкой и желанием проявить себя.
На ранних этапах обучения требуется создание положительной мотивации у учащихся и ориентация деятельности на формирование у них адекватной самооценки. Ребенок должен научиться видеть свои ошибки, недостатки деятельности, чтобы своевременно их устранять.
Что касается педагогических условий профилактики неуспеваемости учащихся начальной школы, то они включают в себя диагностирование уровня развития учащихся, выявление их проблем и методов их решения, организацию взаимодействия с родителями учащихся, привлечение, при необходимости, иных специалистов – психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов. Педагог должен владеть знаниями в части трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники на начальных этапах изучения различных дисциплин и выбирать оптимальные методы подачи учебной информации. Кроме того, учащиеся разбиваются на группы в зависимости от причин возникновения трудностей в обучении.
Соблюдение данных условий позволяет сформировать в начальной школе оптимальную учебную среду, ориентированную на профилактику неуспеваемости учащихся и ее своевременную коррекцию.
Рисунок 1. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы психологической коррекции неуспеваемости младших школьников
В настоящее время коррекция неуспеваемости реализуется в опоре на комплексный подход. Он включает в себя совокупность педагогических действий, психологической работы по коррекции поведения ребенка, проведение психологических тренингов и привлечение медицинский работников, а также иных специалистов для устранения причин неуспеваемости учащихся.
К методам психологической коррекции неуспеваемости учащихся начальной школы относятся:
- Методы когнитивного развития учащихся. Они связаны с устранением проблем в усвоении учебной программы начальной школы и коррекцией работы конкретных психических процессов ребенка. Это может быть речь, внимание, память, восприятие, а также формирование навыков письма, выполнения вычислительных операций и др.
- Методы физического развития учащихся. Они ориентированы на устранение проблем двигательной сферы организма, развитие двигательных функций, расслабление организма. Физическое развитие тесно связано с интеллектуальным и оказывает на него прямое воздействие. Обеспечение полноценного физического развития позволяет повысить качество усвоения учебного материала. В качестве таких методов используется лечебная физкультура, танцы, ритмика, гимнастика, массаж.
Методы психической коррекции неуспеваемости ориентированы на гармонизацию психического развития учащихся начальной школы. При этом, в коррекционной работе обязательно используются методы из обоих групп, что позволяет реализовать комплексный коррекционный подход в работе по устранению неуспеваемости учащихся. При этом, требуется еще и организация работы по устранению других причин развития неуспеваемости на каждом этапе обучения и для каждого конкретного учащегося.
Рисунок 2. Психологические аспекты неуспеваемости школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коррекционная работа требует последовательной реализации и перехода от простого к сложному. Она носит системный и целостный характер и требует от всех ее участников осознанного отношения к выявлению и устранению причин неуспеваемости.
Неуспеваемость является серьезной проблемой в развитии ребенка и его обучении. Однако, при правильном подходе, она может быть своевременной выявлена и устранена, а также предупреждена еще до ее полноценного развития.