Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактические и коррекционные технологии и оценка их эффективности на различных этапах развития ребенка

Современные коррекционные технологии и достоинства их применения на этапе дошкольного обучения

Определение 1

Коррекционные технологии – это способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы.

Кроме того, на этапе дошкольного обучения применяется ряд профилактических технологий. Они имеют коррекционную направленность и предполагают профилактику отклонений в развитии детей, создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Целевым назначением использования коррекционных технологий в дошкольном обучении является физическое развитие подрастающего поколения, укрепление здоровья детей и снижение психического и эмоционального напряжения, возникающего в ходе обучающих занятий.

Среди современных коррекционных технологий, носящих профилактическую и здоровьесберегающую направленность, можно отметить следующие:

Музыкотерапия. Данная технология реализуется на различных занятиях: физкультурные, утренняя гимнастика, обучающие занятия, трудовая деятельность, проведение праздников. Музыка ориентирована на снятие напряжения учащихся и их расслабление. Она делает занятие веселей, что развивает эмоциональную сферу дошкольника, музыкотерапию можно применять на любом возрастном этапе развития дошкольника, поскольку, данная технология обладает следующими достоинствами:

  • Безвредность применения;
  • Простота и доступность включения в образовательный процесс ДОУ;
  • Исключение необходимости использования иных методик лечебно-профилактической направленности, которые требует больших временных и ресурсных затрат и нагружают детей.

Сказкотерапия. Ее суть заключается в использовании сказок в качестве средства обучения и развития детей, а также способа снятия психологического напряжения дошкольников и профилактики их эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Сказки могут применяться в качестве средства обучения и воспитания дошкольников. Они содержат информацию об устройстве мира, учат основам нравственного поведения, формируют представления о социальном поведении и социальных взаимоотношениях. В учебно-воспитательной работе коррекционной направленности могут быть использованы художественные сказки, которые воспитывают нравственные свойства личности и развивают эстетическую сторону поведения, а могут использоваться специальные развивающие сказки, каждая из которых содержит в себе какие-то сведения об устройстве мира, его процессах и объектах, учит различным действиям и применяется на обучающих занятиях. Также, актуально самостоятельное сочинение сказок дошкольниками. Они выступают отражением переживаний ребенка, которые не всегда могут быть им выражены (особенно при наличии различных отклонений в развитии) и способствует раскрытию его творческого потенциала. Сказки можно читать, сочинять, а также обыгрывать их, посредством театральных постановок. Это имеет колоссальное воспитательное значение, особенно в коррекционном обучении.

«Профилактические и коррекционные технологии и оценка их эффективности на различных этапах развития ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Арт-терапия. Она связана с коррекцией нарушений посредством искусства. Используется рисование, выполнение аппликаций и иных поделок, оригами, рисование нестандартными материалами – песком, листьями и др. Главное – предоставление детям полной свободы творчества. Использование арт-терапии в качестве коррекционной технологии обусловлено следующими ее достоинствами:

  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование интереса к творческой деятельности;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Устранение комплексов и профилактика их развития;
  • Снятие фобий;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Формирование коммуникативных навыков.

Психогимнастика. Она представляет собой совокупность игровых направлений деятельности, реализуемых посредством совершения выразительных движений. Психогимнастика является важным средством коррекционного обучения, применяемого психологами и логопедами, а также педагогами в форме игровой деятельности. она выступает средством коммуникативного развития ребенка, ликвидирует психическое напряжение и открывая пути для самовыражения каждого воспитанника, независимо от уровня его развития.

Фонетическая ритмика. Данная технология реализуется для профилактики фонематических отклонений или используется для коррекции фонематического восприятия дошкольников. Она основана на выполнении упражнений, движений под музыку в определенном темпе и ритме и одновременном проговаривании слов, фраз, четверостиший. Это активизирует речевое произношение, способствует постановке правильного речевого дыхания, помогает разговорить молчаливых детей.

Принципы использования коррекционно-профилактических технологий в дошкольном обучении

От правильного использования коррекционных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе зависит успешность развития детей, преодоления их трудностей в обучении и развитии, а также общее оздоровление и обеспечение чувства комфорта и уверенности в себе в образовательной среде.

Применение данных технологий опирается на следующие принципы:

  1. Принцип активизации всех видов памяти ребенка. Независимо от используемой технологии, способа ее включения в образовательный процесс ДОУ, она должна активизировать работу всех видов памяти ребенка.
  2. Принцип психотерапевтического эффекта. Любая технология должна способствовать созданию благоприятного эмоционального фона ребенка и полноценному психологическому развитию.
  3. Принцип эмоционального развития. Все технологии должны способствовать расслаблению, успокоению и увлекать ребенка, повышать эмоциональный настрой, возбуждая его интерес к деятельности, активизируя его эмоции и возбуждая интерес к ходу деятельности.
  4. Принцип вариативности. Он означает разные формы работы, сочетание разных технологий, методов и средств коррекционно-профилактического обучения.
  5. Принцип простоты. Использование технологий не должно вызывать затруднений, ни у педагогов, ни у дошкольников. В младших дошкольных группах используются более простые технологии, а в старших более сложные т.е. по мере развития ребенка сложность технологий возрастает, но сохраняется доступность их применения каждым воспитанником.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot