Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

Специфика личностных качеств педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ

Специфика деятельности педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ, заключается в том, что помимо определенных профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать рядом личностных характеристик.

Личностные характеристики педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включают в себя две стороны:

  1. Объективная сторона – знания и умения, которые необходимы педагогу, для осуществления коррекционной и реабилитационной деятельности с детьми с ОВЗ.
  2. Субъективная сторона – личностные качества и особенности педагога.

Для того, чтобы реализуемая педагогом деятельность по работе с детьми с ОВЗ была успешной, он должен обладать разносторонними и глубокими знаниями и компетенциями, которые включают в себя:

  • специальные знания об особенностях развития ребенка как личности;
  • знания о требованиях, предъявляемых обществом к развитию и становлению человека;
  • знания об индивидуальных и возрастных особенностях личностного и психического развития ребенка, нормы и патологии развития;
  • знания особенностей межличностных отношений и оказываемое ими влияние на развитие личности ребенка;
  • знания о методах, способах, приемах и технологиях коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ОВЗ;
  • обладание педагогическим мастерством и интуицией.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике.

Большое влияние на деятельность педагога и его взаимоотношения с детьми с ОВЗ оказывают особенности его характера.

Характер – это устойчивая система эмоционального отношения к себе, окружающим людям, предметам, деятельности и профессиональными ситуациями.

Характер человека формируется на протяжении всей его жизни и меняется в зависимости от направленности деятельность.

Спецификой характера педагога, работающего с детьми с ОВЗ, является его эмоциональная реакция на действия и поведение детей:

  1. По содержанию:

    • оценочная (объективная или несправедливая);
    • защитная (прощение, оправдание или проникновение мотивами);
    • регулирующая (запрещение, указание, побуждение).
  2. По отношению к цели и эффективности:

    • конструктивная (способствует достижению поставленной цели);
    • деструктивная (препятствует достижению цели).
  3. По характеру активности:

    • наступательная (осуществление оценки себя и ребенка, постановка себя в позицию ребенка);
    • рационализирующая (выявление положительных сторон личности ребенка).
  4. По функции:

    • мобилизующая (формулировка рекомендаций для ребенка и для себя);
    • успокаивающая (примирение, участие, эмпатия);
    • провоцирующая (упрямство, разоблачение).
«Специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, в основе специфики деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у педагога ряда личностных характеристик.

Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми с ОВЗ

Компетенция – это профессиональное соответствие.

Компетентным специалистом считается тот, который выполняет свои профессиональные обязанности на должном уровне.

В настоящее время специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, предусматривает наличие у него пяти основных блоков профессиональной компетенции:

  1. Обязательное наличие успешного практического опыта коррекционной и реабилитирующей работы с детьми с ОВЗ.
  2. Наличие профессиональных психологических и специальных знаний, умений и навыков, в области работы с детьми с ОВЗ.
  3. Стойкие профессиональные установки и позиции.
  4. Личностные особенности, которые обеспечивают эффективное овладение профессиональными знаниями и умениями.
  5. Результативность профессиональной деятельности, характеризующейся положительной динамикой личностного и психического развития детей с ОВЗ.

Все указанные компоненты профессиональной компетенции педагога являются не только личностными задатками и предпосылками, но и наработками, которые педагог совершенствует на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ также должен обладать знаниями, навыками и способностями, которые позволят ему выполнять следующие действия:

  1. Оценить ситуацию развития ребенка с ОВЗ, определить её положительное и отрицательное влияние на его развитие и, при необходимости, помочь в выборе средств, форм или специализированных учреждений для нормального развития такого ребенка.
  2. Организовать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, учителей-предметников и других с целью разработки и внедрения единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка с ОВЗ.
  3. Разработать на основе первичной медико-психологической информации индивидуальную коррекционную программу для ребенка с ОВЗ с учетом специфики его развития и возрастных особенностей.
  4. Реализовать на практике основные направления, подходы и технологии коррекционной и реабилитирующей работы, уметь прогнозировать последствия их использования, создать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного курса реабилитации ребенка с ОВЗ в зависимости от характера нарушения его развития.
  5. Получать с помощью психодиагностики и других средств обратную связь о результатах воздействия коррекционной и реабилитирующей работы на психическое и личностное развитие ребенка и использовать эту информацию для выбора подходящих решений.
  6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, стремление применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot