Технология проектирования взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников
Для создания единой направленности воспитания в семьях и дошкольных организациях целесообразно организовывать практические формы участия родителей в педагогической работе дошкольного учреждения, организовывать совместную деятельность родителей, детей и воспитателей. В этом направлении находит применение технология проектирования. Ее практическая реализация позволяет создать условия для гуманизации процесса обучения и воспитания дошкольника и поставить ценность личности ребенка в главенствующее положение педагогического процесса.
Технология проектирования взаимодействия строится на основе вопросно-проблемной формы т.е. предполагается наличие какой-то проблемы, которая выдвигается в виде насущного вопроса. Без постановки вопроса, проект теряет свой смысл и становится просто имитацией.
Технология проектирования состоит из нескольких разновидностей проектов:
- Проекты, автором которых выступает сам ребенок.
- Проекты, составленными взрослыми: воспитателями или родителями.
- Проекты, составленные посредством совместной деятельности взрослого и ребенка.
Технология проектированного взаимодействия ставит ребенка в центр внимания. Весь процесс обучения и воспитания строится таким образом, чтобы логика его деятельности была понятна и имела смысловое содержание для ребенка. Выполнение проекта ориентировано на темп ребенка, которому он может следовать при его выполнении, без затруднений и напряжения. Это позволяет достичь уровня развития, которое отвечает возможностям каждой детской личности.
В ходе проектной деятельности, все знания и навыки, которыми обладал ребенок могут быть применены в самых разнообразных ситуациях, что позволяет более глубоко и осознанно познать их суть и закрепить знания в сознании.
Проекты строятся по самым разнообразным тематикам. Главное, чтобы содержание проекта заинтересовало ребенка и развило его желание изучать данную тему, действовать в ее рамках. Организаторы проектов должны вносить творческую динамику в ходе его реализации, применять новые креативные методики, чтобы продлить действие проекта, насытить его новым содержанием и идеями, развивая мыслительную активность детей.
Технология проектирования взаимодействия может строится на основе творческой ориентации, проведения исследования или иметь нормативную направленность. В данной технологии можно выделить несколько специфических черт:
- Проект и деятельность в нем разворачивается на базе выявления проблемного момента или ситуации, которая разрешается непосредственным прямым действием.
- Должен иметься мотив для каждого участника проекта, заставляющий его направить свои действия на решение проблемы. Недостаточно простого проявления интереса. И ребенок и взрослый должны осознать причину своего вступления в проект и сформулировать ее.
- Адресная направленность проектной деятельности и ее ярко выраженный социальный окрас.
Цели, задачи и принципы взаимодействия ДОУ с семьями
Система взаимодействия ДОУ с семьями, независимо от того, в какой форме оно реализуется, будь то, технология проектированного взаимодействия или иная методика, ориентирована на построения партнерских отношений между педагогом и семьями каждого воспитанника. Это позволить сформировать общность интересов, усилит воспитательное воздействие, создаст эмоциональную поддержку для ребенка и позволит повысить эффективность воспитательной работы.
Взаимодействие с родителями нацелено на повышение эффективности воспитательного процесса. Педагоги стремятся уйти от шаблонов общества, определяющих взаимоотношения дошкольной организации и родителей в виде предоставления и потребления образовательных услуг. Педагоги стремятся оказать родителям поддержку в становлении своему ребенку другом, человеком, чье наставничество будет не просто авторитетным, а еще и желанным.
К задачам деятельности дошкольного учреждения связанной с созданием системы взаимодействия с родителями относятся следующие:
- Создание общей системы воспитания и обучения;
- Объединение и усиление воспитательного воздействия;
- Создание климата в учебном учреждении и в семье, отражающего взаимопонимание, общность интересов и поддержку для ребенка;
- Расширение воспитательных умений родителей, углубление их навыков воспитательного воздействия, овладение новыми методами воспитания;
- Привитие родителям уверенности в своих педагогических возможностях.
Система взаимодействия между семьей и ДОУ строится на основе следующих принципов:
- Принцип доброжелательности. Стиль общения педагога с родителями должен иметь позитивный характер. Нельзя принуждать родителей к взаимодействию. С ними нужно обращаться доброжелательно, объясняя важность и значимость построения сотруднических отношений.
- Принцип открытости. Педагог должен быть открытым к родителям.
- Принцип преемственности воспитания. Воспитательные действия педагогов и родителей должны носить согласованный характер и каждое действие одной из сторон должно продолжаться другой стороной.
- Принцип индивидуальности. При построении системы взаимодействия, педагогом должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка, его семьи, условий жизнедеятельности, социального положения, традиций и обычаев, семейного уклада.
- Принцип использования эффективных форм взаимодействия. В ходе взаимодействия, важно уметь его правильно организовать, выявив приоритетные проблемы и отыскать наиболее оптимальный способ их разрешения.
- Принцип серьезности. Любое взаимодействие с родителями, совместное мероприятие требует серьезного отношения и тщательной подготовки.
- Принцип стадийной реализации. взаимодействие с родителями должно быть поэтапно организовано и интегрировано со всеми сферами их жизнедеятельности.