Сущность проектирования содержания образования
Содержание образования – это компонент образовательного процесса, включающий систему знаний и навыков, предназначенных для усвоения учащимися за определенный временной период.
Определение содержания образования лежит в основе организации учебно-воспитательной деятельности. Проектирование содержания образования является структурным компонентом планирования педагогической деятельности.
Проектирование содержание образования основывается на принятии организационных решений, исходя из целей и задач образования, уровня развития учащихся, существующих образовательных стандартов и ограничений.
Основными компонентами построения содержания образовательной деятельности являются:
- Учащийся;
- Образовательная программа.
Образовательная программа, по сути, и является содержанием образования. Однако, она подстраивается под конкретного учащегося, исходя из уровня развития его интеллекта и познавательной деятельности, специфики общего развития и умственной активности учащегося.
В ходе проектирования содержания образования, учебный материал подвергается структурированию. Это предполагает его разделение на конкретно учебный материал т.е. информационные данные, подлежащие освоению учащимися и дидактический материал – средства познания т.е. материал, который используется в обучении для усвоения содержания учебной программы. Кроме того, структурирование включает дифференциацию образовательной программы на части по годам обучения, разделам, курсам, темам.
Основными компонентами содержания образования являются:
- Знания о природных процессах и устройстве социальной среды.
- Опыт реализации различных способов деятельности.
- Существующий опыт творческих направлений деятельности и их применения в педагогическом процессе.
- Эмоционально-ценностные отношения людей к миру и другим его гражданам.
Все эти компоненты отражают связь содержания образования с социальным опытом деятельности. В ходе образования, учащимися должны быть усвоены основы социальной деятельности и социального взаимодействия.
Подходы к проектированию содержания образования
Проектирование содержания образования реализуется на основе двух подходов:
- Традиционный подход. Он основан на положении в образовательную программу опыта предыдущих поколений и его передачи в ходе образовательной деятельности. содержание учебного материала отбирается, исходя из того объема данных, который доступен для усвоения учащимися на конкретном уровне или этапе обучения. Содержание учебной программы не связано с личностью учащегося. Оно направлено на передачу ему сведений об устройстве мира и жизнедеятельности его народов в разные временные эпохи. Вся эта информация должна быть усвоена учащимся и, при необходимости, воспроизведена. Содержание образование не ориентируется на личностное развитие учащегося. Оно включает в себя только данные для усвоения.
- Личностно-ориентированный подход. Он основан на том, что при проектировании содержания образования в расчет берется личность учащегося и ориентация на ее развитие в разных направлениях. Содержание образования базируется на саморазвитии личности учащегося. Образовательный процесс, при данном подходе, имеет внешнее и внутреннее устройство. Внешнее содержание образования является средой для внутреннего развития учащегося, т.е. с помощью постижения образовательных программ осуществляется развитие внутреннего мира учащегося, раскрываются его познавательные возможности, способности и вырабатываются ценностные ориентации. Содержание образования носит мотивационную направленность: оно ориентировано на формирование у учащегося личностно-значимых образовательных процессов. Процесс обучения, благодаря личностно-ориентированному характеру содержания образования, носит развивающий характер.
Принципы проектирования содержания образования с применением личностно-ориентированного подхода
В ходе проектирования содержания образования, основанного на личностно-ориентированном подходе, осуществляется акцентирование внимания на развитии личности учащегося. Личность учащегося и ее всестороннее развитие является ведущим компонентом содержания образования.
Проектирование содержания образования основывается на следующих принципах:
- Принцип максимизации деятельностного компонента в содержание образовательной программы. Он означает ориентацию учебной информации на развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска информации и самостоятельного познания;
- Принцип повышения значимости теоретической информации. Он означает, что в содержание образовательной программы включаются данные, ориентированные на установление учащимися причинно-следственных связей между понятиями, выявления их смыслового значения на основе определения причин их развития и установления связей с другими научными понятиями;
- Принцип соответствия содержания учебной программы по конкретной дисциплине научным данным и тенденциям социального развития;
- Принцип системности. Построение содержания образования должно носить структурный характер;
- Принцип гуманитарной основы содержания образования. Он предполагает включение в содержание учебного материала исторической теоретической информации, ценностных ориентиров деятельности, общекультурных принципов деятельности;
- Принцип связи теории с практикой. Содержание образования по конкретной учебной дисциплине должно находить практическое применение;
- Принцип гибкости образовательных программ. При проектировании содержания образования, учебные планы должны быть гибкими и ориентированными на разработку индивидуальной образовательной траектории.
Содержание образовательных программ на разных уровнях обучения
Проектирование содержания образования имеет свои особенности на каждом уровне обучения. Оно включает определенные компоненты и имеет ориентацию на развитие у учащихся определенных свойств личности и знаний. Образовательные программы каждого уровня обучения имеют свое специфическое содержание, проявляющееся в следующих аспектах:
- Начальное образование. Содержание данного уровня обучения проектируется, ориентируясь на развитие у учащихся общеобразовательных навыков, формирование теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения и усвоение норм социального поведения.
- Основное общее образование. Оно ориентировано на раскрытие творческого потенциала учащихся, их природных задатков. Оно включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков способствующих социальному становлению и самоопределению личности учащегося.
- Среднее общее образование. Его содержание ориентировано на развитие познавательных процессов и творческих навыков деятельности учащегося, самостоятельной познавательной активности и навыков самостоятельного познания.