Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это модель, которая включает в себя полное описание совместной деятельности воспитателя и воспитанника; методы, средства, формы и приемы осуществления данной деятельности; а также результаты, ожидаемые от реализации этой деятельности, сформулированные на основании целевых ориентиров образовательного Стандарта.

Первый этап проектирования

Проектирование ООП ДО является достаточно сложным процессом профессиональной деятельности педагогического коллектива и администрации ДОУ, который условно принято делить на несколько этапов.

Определение 1

Первый этап проектирования – это исследование условий наиболее успешной реализации ООП ДО.

Прежде, чем приступить к проектированию, педагог осуществляет анализ имеющихся в ДОУ условий, а именно кадровое, материально-техническое, психолого-педагогическое, финансовое обеспечении. Кроме того, анализу подвергается предметно-развивающая среда ДОУ и ее соответствие требованиями ФГОС ДО.

Требования к кадровому составу ДОУ предполагает анализ укомплектованности учреждении квалифицированными кадрами, компетентными в вопросах воспитания, обучения и развитие детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических условий направлен на установление взаимосвязи профессиональной компетентности педагогов и их способности обеспечить дошкольникам формирование необходимых личностных качеств (уважительное отношение к старшим, формирование адекватной самооценки и т.д.), посредством использования в собственной педагогической работе эффективных методов, средств и приемов работы.

Требования к материально-техническим условиям предъявляется ФГОС ДО и подразумевает, анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, оснащение помещений ДОУ РППС и т.д.

«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Анализ финансовых условий подразумевает их соответствие условиям, необходимым для качественной реализации государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды направлен на исследование ее соответствия и возможностей в реализации образовательного потенциала ДОУ, наличие необходимого инвентаря, материалов и оборудования для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Второй этап проектирования

Определение 2

Второй этап проектирования – это осуществление подготовки педагогического коллектива к разработке программы.

Организация необходимых процедур по разработке ООП ДО предполагает осуществление следующих работ:

  1. Руководитель ДОУ и его заместители изучают современные требования к разработке ООП ДО, определяя конечную цель данной работы.
  2. Организация повышения квалификации педагогов ДОУ, которые будут привлечены в разработке. В первую очередь внимание уделяется изучению ФГОС ДО.
  3. Определение основных направлений Программы.
  4. Формирование коллектива разработчиков ООП ДО, распределение обязанностей, деление на группы и подгруппы. При необходимости привлечение узких специалистов, необходимых для разрешения наиболее сложных вопросов.
  5. Планирование комплекса последовательных действий по разработке ООП ДО. Распределение работы между разработчиками на каждом из этапов. Обеспечение контроля за порядком и качеством выполнения работ. На данном этапе происходит подготовка рабочих материалов, документации, методических разработок, инструкций и т.д. Проведение совместных обсуждений.
  6. Обсуждение общего проекта разрабатываемой программы, выявление и устранение недочетов, утверждение. На этом этапе выявляются сложности в работе, может быть увеличен штат разработчиков, которые помогут устранить проблемы и усилить работу основного штата. В качестве помощников могут быть приглашены не только педагоги ДОУ, но и родители, учредители, члены попечительского совета и иные заинтересованные в разработке ООП ДО лица.

Таким образом, одним из важнейших условий плодотворной работы, направленной на разработку ООП ДО, является коллегиальный подход и учет мнений всех лиц, заинтересованных в разработке эффективного ООП ДО. Программа будет максимально соответствовать требованиям и нуждам всех участников образовательных отношений, если в ее разработке они все будут принимать участие (прямое или косвенное).

Третий этап проектирования

Определение 3

Третий этап проектирования ООП ДО предполагает осуществление общих подходов к проектированию и учет требований ФГОС ДО.

Прежде, чем приступить к проектированию ООП ДО на третьем этапе осуществляется анализ наиболее значимых положений ФГОС ДО, которые оказывают влияние на соответствие принятых технологических решений и предъявляемых к ним требованиям.

Одним из таких положений является утверждение о том, что разновозрастные группы ДО, характеризуемые как структурные подразделения детского сада, могут реализовать разные программы.

Так, в соответствии с п. 2.2 ФГОС ДО в одной образовательной организации допустимо:

  1. Использование одной Программы, в том случае, если образовательный процесс действующих групп ДОУ, направлен на решение единых задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
  2. Использование одной Программы, в том случае, когда действующие в ДОУ группы решают разные воспитательно-образовательные задачи, но при этом данные задачи отражены в едином документе.
  3. Несколько Программ, разработанных для каждой группы ДОУ отдельно с учетом возрастных способностей и потребностей детей, а также специфики задач, решаемых в рамках каждой группы.

Таким образом, основой проектирования ООП ДО является дифференцирование действующих в ДОУ групп.

Замечание 1

Итак, создание Программы связано с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью разработчиков на основе конкретных федеральных нормативных документов, методических рекомендаций и соответствующих решаемой задаче материалов.

Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot