Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это модель, которая включает в себя полное описание совместной деятельности воспитателя и воспитанника; методы, средства, формы и приемы осуществления данной деятельности; а также результаты, ожидаемые от реализации этой деятельности, сформулированные на основании целевых ориентиров образовательного Стандарта.
Первый этап проектирования
Проектирование ООП ДО является достаточно сложным процессом профессиональной деятельности педагогического коллектива и администрации ДОУ, который условно принято делить на несколько этапов.
Первый этап проектирования – это исследование условий наиболее успешной реализации ООП ДО.
Прежде, чем приступить к проектированию, педагог осуществляет анализ имеющихся в ДОУ условий, а именно кадровое, материально-техническое, психолого-педагогическое, финансовое обеспечении. Кроме того, анализу подвергается предметно-развивающая среда ДОУ и ее соответствие требованиями ФГОС ДО.
Требования к кадровому составу ДОУ предполагает анализ укомплектованности учреждении квалифицированными кадрами, компетентными в вопросах воспитания, обучения и развитие детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогических условий направлен на установление взаимосвязи профессиональной компетентности педагогов и их способности обеспечить дошкольникам формирование необходимых личностных качеств (уважительное отношение к старшим, формирование адекватной самооценки и т.д.), посредством использования в собственной педагогической работе эффективных методов, средств и приемов работы.
Требования к материально-техническим условиям предъявляется ФГОС ДО и подразумевает, анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, оснащение помещений ДОУ РППС и т.д.
Анализ финансовых условий подразумевает их соответствие условиям, необходимым для качественной реализации государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды направлен на исследование ее соответствия и возможностей в реализации образовательного потенциала ДОУ, наличие необходимого инвентаря, материалов и оборудования для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Второй этап проектирования
Второй этап проектирования – это осуществление подготовки педагогического коллектива к разработке программы.
Организация необходимых процедур по разработке ООП ДО предполагает осуществление следующих работ:
- Руководитель ДОУ и его заместители изучают современные требования к разработке ООП ДО, определяя конечную цель данной работы.
- Организация повышения квалификации педагогов ДОУ, которые будут привлечены в разработке. В первую очередь внимание уделяется изучению ФГОС ДО.
- Определение основных направлений Программы.
- Формирование коллектива разработчиков ООП ДО, распределение обязанностей, деление на группы и подгруппы. При необходимости привлечение узких специалистов, необходимых для разрешения наиболее сложных вопросов.
- Планирование комплекса последовательных действий по разработке ООП ДО. Распределение работы между разработчиками на каждом из этапов. Обеспечение контроля за порядком и качеством выполнения работ. На данном этапе происходит подготовка рабочих материалов, документации, методических разработок, инструкций и т.д. Проведение совместных обсуждений.
- Обсуждение общего проекта разрабатываемой программы, выявление и устранение недочетов, утверждение. На этом этапе выявляются сложности в работе, может быть увеличен штат разработчиков, которые помогут устранить проблемы и усилить работу основного штата. В качестве помощников могут быть приглашены не только педагоги ДОУ, но и родители, учредители, члены попечительского совета и иные заинтересованные в разработке ООП ДО лица.
Таким образом, одним из важнейших условий плодотворной работы, направленной на разработку ООП ДО, является коллегиальный подход и учет мнений всех лиц, заинтересованных в разработке эффективного ООП ДО. Программа будет максимально соответствовать требованиям и нуждам всех участников образовательных отношений, если в ее разработке они все будут принимать участие (прямое или косвенное).
Третий этап проектирования
Третий этап проектирования ООП ДО предполагает осуществление общих подходов к проектированию и учет требований ФГОС ДО.
Прежде, чем приступить к проектированию ООП ДО на третьем этапе осуществляется анализ наиболее значимых положений ФГОС ДО, которые оказывают влияние на соответствие принятых технологических решений и предъявляемых к ним требованиям.
Одним из таких положений является утверждение о том, что разновозрастные группы ДО, характеризуемые как структурные подразделения детского сада, могут реализовать разные программы.
Так, в соответствии с п. 2.2 ФГОС ДО в одной образовательной организации допустимо:
- Использование одной Программы, в том случае, если образовательный процесс действующих групп ДОУ, направлен на решение единых задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
- Использование одной Программы, в том случае, когда действующие в ДОУ группы решают разные воспитательно-образовательные задачи, но при этом данные задачи отражены в едином документе.
- Несколько Программ, разработанных для каждой группы ДОУ отдельно с учетом возрастных способностей и потребностей детей, а также специфики задач, решаемых в рамках каждой группы.
Таким образом, основой проектирования ООП ДО является дифференцирование действующих в ДОУ групп.
Итак, создание Программы связано с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью разработчиков на основе конкретных федеральных нормативных документов, методических рекомендаций и соответствующих решаемой задаче материалов.