Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Закономерности процесса обучения

Определение 1

Закономерность – это совокупный результат взаимодействия нескольких законов и принципов развития, выражающий связи и отношения процесса.

Понятие закономерностей обучения

Изучение закономерностей обучения является актуальной темой в педагогике, так как их познание позволяет выявить общие тенденции развития и функционирования дидактических систем.

Содержание закономерностей обучения заключается в том, что они выражают необходимые и существенные связи между условиями его организации и конечным результатом.

В настоящее время, выделяют несколько закономерностей обучения, рассмотрим наиболее полное их описание:

  1. Закономерности воспитательного характера обучения
  2. Любой процесс обучения может быть реализован только при целенаправленном взаимодействии между педагогом и учащимися
  3. Эффективность обучения достигается только тогда, когда учащиеся активны и их активность направлена на замысел обучения.
  4. Процесс обучения может быть результативен только в том случае, если цели педагога и учащегося соответствуют друг другу. То есть когда деятельность педагога отвечает потребности учащегося в получении новых знаниях.
  5. Эффективность обучения достигается путем целенаправленного вовлечения учащегося в образовательную деятельность.
  6. Цель, содержание и методы обучения находятся во взаимосвязи друг с другом. Так цель определяет содержание и методы обучения, а они в свою очередь обуславливают степень достижения цели.
Замечание 1

Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения

Характеристика основных закономерностей обучения

Выделяют две основные закономерности процесса обучения.

В процессе обучения осуществляется развитие личности учащегося.

Данная закономерность указывает на зависимость процесса развития ребенка и процесса обучения, а именно его характера и содержания. Однако это не означает что связь прямая и однозначная. Как показывает практика, не всегда обучение продвигает развитие ребенка, бывает ситуации, что напротив тормозит. Исходя из этого, важным является определение развивающего механизма обучения. Решением этого вопроса занимался Л.С. Выготский, который описал уровни развития ребенка, в рамках данной закономерности обучения:

Первый уровень – это «зона актуального развития» (ЗУН). Представляет собой результат завершенных циклов развития ребенка. Основные характеристики данного уровня – самостоятельная работа ребенка в процессе решения разнообразных интеллектуальных заданий. С точки зрения психологии этот уровень рассматривается как «вчерашний день» развития, то есть уже состоявшийся и освоенный.

«Закономерности процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Второй уровень – это «зона ближайшего развития» (ЗБР). Данная зона определяет те функции ребенка, которые еще не достаточно развиты, и он не может владеть ими самостоятельно. Однако использование этих функций совместно со взрослым в сотрудничестве или с его помощью осуществляется достаточно хорошо. По сути, это «завтрашний день развития» ребенка, то к чему он стремится, на что направлены его мотивы познания и любопытство.

Таким образом, данная закономерность, определяется как обучение, которое ведет за собой развитие.

В процессе обучения осуществляется воспитание личности учащегося.

Согласно данной закономерности воспитывающее начало имеется во всех компонентах процесса обучения (содержании, методах, формах, взаимодействии между участниками и т.д.).

Реализация воспитывающей закономерности обучения достигается при реализации ряда условий:

  1. Специальная организация всех компонентов обучения (познавательного, преобразующего, ценностно-ориентировочного и т.д.) на всех этапах его реализации. Во время учебного занятия необходимо охватывать все стороны развития личности, следует не просто давать учебный материал, а связывать с нравственными и духовными сторонами. Реализуется это посредством знакомства детей с жизнью и вкладом в науку великих людей, с их принципами и убеждениями. Такие включения в учебный процесс очень важны для становления собственного «Я» учащихся.
  2. Преобразование мировоззренческой, нравственной, эстетической и социокультурной целей в дидактические задачи обучения, для последующей их включенности в познавательную деятельность и процесс общения учащихся. Тем самым осуществляется усвоение научных знаний не в абстрактной форме, а через реальную общественную практику и жизненный опыт учащихся.
  3. Организация активного общения учащихся в процессе обучения. Реализуется посредством создания таких учебных ситуация, при которых учащиеся имеют возможность высказать свое мнении, выслушать мнение других, оспорить или принять его. В результате чего у учащегося появляется возможность соотнести собственные интересы с интересами общества.
  4. Организация специальных рефлексирующих ситуаций, при которых каждый учащийся будет иметь возможность посмотреть на себя со стороны во время освоения учебных знаний, соотнести себя с другими участниками учебного процесса, спроецировать свою личность на личность героя художественного произведения, дать независимую оценку собственным действиям и поступкам.
  5. Создание условий, способствующих эффективному формированию самооценки личности учащихся. Подразумевается, что учащиеся должны приобрести знания и опыт осуществления самооценки собственной личности, уровня своих знаний и умений, соотнесения оценки педагога (товарищей) и своей собственной.
Замечание 2

Для того чтобы все компоненты системы обучения в реальном педагогическом процессе были согласованы, учитель должен иметь достаточно четкие и строгие ориентиры в своей деятельности. Роль таких ориентиров выполняют принципы обучения (дидактические принципы).

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot