Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая структура процесса обучения

Характеристики процесса обучения

Характеристика процесса обучения с точки зрения психологии, наиболее полно и точно дана Р.С. Немовым:

  1. Мотивированность – личная заинтересованность учителя в том, чтобы ученики как можно лучше и крепче усваивали преподносимый им учебный материал.
  2. Развитая структура обучения – умение учителя использовать в обучении разнообразные педагогические действия, направленные на передачу ученикам необходимых знаний, умений и навыков, а также на их умственное и нравственное развитие.
  3. Гибкость процесса обучения – умение учителя сочетать разнообразные методы, средства и приемы обучения, осуществлять переход от одного к другому.

Выделяют следующие типы обучения, в зависимости от поля педагогического воздействия на учащегося:

  1. Пассивное обучение – ученик выступает в качестве безмолвного слушателя, основная задача которого заключается в усвоение учебной информации, преподносимой ему педагогом в готовом виде.
  2. Активное обучение – самостоятельный поиск, анализ, обобщение, синтез и усвоение учебной информации, во время учебных занятий учащийся выступает равноправным участником педагогического процесса.
  3. Организуемое извне обучение – направлено на совместный поиск, обнаружение, усвоение и последующее использование необходимой учебной и научной информации.
Замечание 1

Каждый из типов обучения подразумевает индивидуальную форму организации учебного процесса и подачи учебного материала.

Процессами обучения выступают:

  • мотивация;
  • внимание;
  • выборочное восприятие и усвоение учебной информации;
  • смысловая нагрузка;
  • запоминание и хранение информации в долговременной памяти;
  • осуществление поиска и последующего воспроизведения нужной информации;
  • практическое применение полученных знаний и умений;
  • осуществление рефлексии.

Структура обучения

Психологическая структура процесса обучения представлена тремя основными элементами:

  1. Содержание – то, чему необходимо учить детей. Данный элемент определяет цели обучения, содержит в себе социальный заказ со стороны общества к подрастающему поколению.
  2. Деятельность педагога – преподавание учебной дисциплины (предмета). Преподавание – это непосредственная деятельность педагога, направленная на организацию эффективного процесса обучения, в рамках которых ученик имеет возможность получить новые знания и умения, расширить собственный кругозор, научиться успешно взаимодействовать в рамках современного социума.
  3. Деятельность учащегося – усвоение учебной информации, то есть учение. Учение – это организованная педагогом активная познавательная деятельность учащихся, основная цель которой заключается в овладении учебными и научными знаниями.
«Психологическая структура процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме приведенной структуры, существует еще одна, не менее популярная, разработанная и представленная Р.С. Немовым, включающая в себя следующие элементы:

  • Целевой – содержит основную цель процесса обучения – развитие учащихся.
  • Содержательный – определяет «чему учить», в соответствии с особенностями и спецификой учебного предмета.
  • Мотивационный – состоит из мотивационной сферы педагога, исходя из которой формируется мотивация на обучение у учащихся.
  • Исполнительный – представлен методами, средствами, способами, приемами и формами обучения.
  • Результативный – содержит окончательный результат обучения.

Закономерности обучения

Общие закономерности обучения – это определенные сущностные фиксации общих связей и закономерностей обучения, имеющие точные и лаконичные формулировки.

К общим закономерностям относятся:

  1. Цели обучения. Постановка конкретной цели обучения зависит от ряда факторов:

    • уровня и темпа развития общества;
    • возможностей и потребностей общества;
    • действительного уровня развития и возможностей педагогики (теории и практики).
  2. Содержание обучения, зависящее от следующих факторов:

    • цели обучения и общественных потребностей в обучении;
    • темпа НТП;
    • возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
    • уровня развития педагогической теории и практики;
    • материальных, технических и методических возможностей образовательной организации.
  3. Качество обучения, зависящее от:

    • продуктивности каждого из этапов обучения;
    • характера изучаемого материала и его подачи;
    • качества педагогического воздействия на учащихся;
    • уровня обучаемости детей;
    • времени, отведенного на обучение.
  4. Методы обучения. Эффективность дидактических методов обучения во многом зависит от:

    • умения педагога применять конкретные методы обучения;
    • цели и содержания обучения;
    • возрастных и учебных возможностей детей;
    • материального, технического и методического обеспечения процесса обучения;
    • эффективности организации педагогического процесса.
  5. Управление процессом обучения, которое зависит от интенсивности обратных связей и обоснованности педагогического воздействия.

  6. Стимулирование и продуктивность обучения, зависит от:

    • внутренней мотивации учащихся на обучение;
    • внешних стимулов на получение знаний.

К частным закономерностям обучения относятся:

  1. Дидактические:

    • результативность обучения пропорциональна педагогическому мастерству учителя;
    • продуктивность усвоенных знаний, пропорциональна качеству процесса обучения.
  2. Гносеологические:

    • результаты обучения пропорциональны уровню обучаемости детей;
    • продуктивность обучения пропорциональна активной познавательной деятельности учащихся;
    • умственное развитие учащихся пропорционально объему усвоенных знаний.
  3. Психологические:

    • продуктивность обучения пропорциональна заинтересованности учащихся в получении знаний;
    • результативность обучения зависит от способностей учащихся.
  4. Кибернетические:

    • качество знаний зависит от качества осуществляемого педагогом контроля;
    • продуктивность обучения зависит от эффективности образовательной модели.
  5. Социологические:

    • развитие ребенка во многом зависит от развитости окружающего общества;
    • эффективность обучения зависит от интеллектуального уровня социума.
  6. Организационные:

    • результаты обучения зависят от отношения ученика к педагогическому процессу;
    • результаты обучения зависят от педагогического мастерства учителя.
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot