Характеристики процесса обучения
Характеристика процесса обучения с точки зрения психологии, наиболее полно и точно дана Р.С. Немовым:
- Мотивированность – личная заинтересованность учителя в том, чтобы ученики как можно лучше и крепче усваивали преподносимый им учебный материал.
- Развитая структура обучения – умение учителя использовать в обучении разнообразные педагогические действия, направленные на передачу ученикам необходимых знаний, умений и навыков, а также на их умственное и нравственное развитие.
- Гибкость процесса обучения – умение учителя сочетать разнообразные методы, средства и приемы обучения, осуществлять переход от одного к другому.
Выделяют следующие типы обучения, в зависимости от поля педагогического воздействия на учащегося:
- Пассивное обучение – ученик выступает в качестве безмолвного слушателя, основная задача которого заключается в усвоение учебной информации, преподносимой ему педагогом в готовом виде.
- Активное обучение – самостоятельный поиск, анализ, обобщение, синтез и усвоение учебной информации, во время учебных занятий учащийся выступает равноправным участником педагогического процесса.
- Организуемое извне обучение – направлено на совместный поиск, обнаружение, усвоение и последующее использование необходимой учебной и научной информации.
Каждый из типов обучения подразумевает индивидуальную форму организации учебного процесса и подачи учебного материала.
Процессами обучения выступают:
- мотивация;
- внимание;
- выборочное восприятие и усвоение учебной информации;
- смысловая нагрузка;
- запоминание и хранение информации в долговременной памяти;
- осуществление поиска и последующего воспроизведения нужной информации;
- практическое применение полученных знаний и умений;
- осуществление рефлексии.
Структура обучения
Психологическая структура процесса обучения представлена тремя основными элементами:
- Содержание – то, чему необходимо учить детей. Данный элемент определяет цели обучения, содержит в себе социальный заказ со стороны общества к подрастающему поколению.
- Деятельность педагога – преподавание учебной дисциплины (предмета). Преподавание – это непосредственная деятельность педагога, направленная на организацию эффективного процесса обучения, в рамках которых ученик имеет возможность получить новые знания и умения, расширить собственный кругозор, научиться успешно взаимодействовать в рамках современного социума.
- Деятельность учащегося – усвоение учебной информации, то есть учение. Учение – это организованная педагогом активная познавательная деятельность учащихся, основная цель которой заключается в овладении учебными и научными знаниями.
Кроме приведенной структуры, существует еще одна, не менее популярная, разработанная и представленная Р.С. Немовым, включающая в себя следующие элементы:
- Целевой – содержит основную цель процесса обучения – развитие учащихся.
- Содержательный – определяет «чему учить», в соответствии с особенностями и спецификой учебного предмета.
- Мотивационный – состоит из мотивационной сферы педагога, исходя из которой формируется мотивация на обучение у учащихся.
- Исполнительный – представлен методами, средствами, способами, приемами и формами обучения.
- Результативный – содержит окончательный результат обучения.
Закономерности обучения
Общие закономерности обучения – это определенные сущностные фиксации общих связей и закономерностей обучения, имеющие точные и лаконичные формулировки.
К общим закономерностям относятся:
Цели обучения. Постановка конкретной цели обучения зависит от ряда факторов:
- уровня и темпа развития общества;
- возможностей и потребностей общества;
- действительного уровня развития и возможностей педагогики (теории и практики).
Содержание обучения, зависящее от следующих факторов:
- цели обучения и общественных потребностей в обучении;
- темпа НТП;
- возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
- уровня развития педагогической теории и практики;
- материальных, технических и методических возможностей образовательной организации.
Качество обучения, зависящее от:
- продуктивности каждого из этапов обучения;
- характера изучаемого материала и его подачи;
- качества педагогического воздействия на учащихся;
- уровня обучаемости детей;
- времени, отведенного на обучение.
Методы обучения. Эффективность дидактических методов обучения во многом зависит от:
- умения педагога применять конкретные методы обучения;
- цели и содержания обучения;
- возрастных и учебных возможностей детей;
- материального, технического и методического обеспечения процесса обучения;
- эффективности организации педагогического процесса.
Управление процессом обучения, которое зависит от интенсивности обратных связей и обоснованности педагогического воздействия.
Стимулирование и продуктивность обучения, зависит от:
- внутренней мотивации учащихся на обучение;
- внешних стимулов на получение знаний.
К частным закономерностям обучения относятся:
Дидактические:
- результативность обучения пропорциональна педагогическому мастерству учителя;
- продуктивность усвоенных знаний, пропорциональна качеству процесса обучения.
Гносеологические:
- результаты обучения пропорциональны уровню обучаемости детей;
- продуктивность обучения пропорциональна активной познавательной деятельности учащихся;
- умственное развитие учащихся пропорционально объему усвоенных знаний.
Психологические:
- продуктивность обучения пропорциональна заинтересованности учащихся в получении знаний;
- результативность обучения зависит от способностей учащихся.
Кибернетические:
- качество знаний зависит от качества осуществляемого педагогом контроля;
- продуктивность обучения зависит от эффективности образовательной модели.
Социологические:
- развитие ребенка во многом зависит от развитости окружающего общества;
- эффективность обучения зависит от интеллектуального уровня социума.
Организационные:
- результаты обучения зависят от отношения ученика к педагогическому процессу;
- результаты обучения зависят от педагогического мастерства учителя.