Факторы и условия формирования управленческой культуры руководителей образовательных заведений
Управленческая культура руководителя – это совокупность личностных качеств, профессиональных навыков и опыта деятельности, организационных умений и социально-психологических функций управления, требующихся для качественного и целесообразного функционирования организации.
Развитие управленческой культуры руководителя происходит в ходе его профессионального роста. Без этого культурное развитие и расширение управленческих навыков и возможностей становится невозможным. Оно включает в себя расширение знаний и навыков руководителя, ознакомление с новыми методами и технологиями управленческой деятельности, личностное развитие руководителя и ориентацию на достижение образовательных целей и задач.
Развитие управленческой культуры руководителя образовательной организации нацелено на изменения в его сознании и действиях, реализуемый в ходе специально разработанных мер и мероприятий педагогического, психологического, организационного характера.
Развитие управленческой культуры руководителя подвержено воздействию ряда факторов. Все их можно подразделить на три группы:
- Внешние условия. Сюда входят социально-экономические аспекты развития общества, образовательная политика, требования к образовательной системе.
- Внутренние факторы. Они включают в себя уровень организации взаимоотношений в учебном заведении, слаженность работы подразделений, уважение к руководству или недовольство его деятельностью, психологический микроклимат коллектива.
- Личностные факторы. Они включают в себя особенности развития руководителя, его внутренний потенциал, профессиональные навыки, организаторские способности, уровень интеллектуального развития, ориентациях на успех, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ведущим фактором развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения является возможность преодоления противоречий между личностными свойствами руководителя, его взглядами, характером, жизненными ориентирами и требованиями профессиональной работы и ее условиями реализации.
Стадии развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения
Управленческая культура руководителя образовательного заведения является многофакторным и поэтапным процессом. Исходя из воздействующих факторов, выделяют следующие стадии развития управленческой культуры руководителя:
- Проектирование модели формирования управленческой культуры руководителя. Сюда входят диагностические и оценочные мероприятия, ориентированные на учет факторов социального, внутреннего и личностного характера. Также, ставятся цели и задачи развития, определяется его содержание и выбираются рациональные методы и приемы.
- Диагностирование уровня развития управленческой культуры руководителя и различных аспектов управленческой деятельности, связанных с ним. От уровня развития управленческой культуры руководителя в данный момент зависит масштабность преобразований, используемые методы и приемы, ресурсные затраты.
- Создание оптимальной образовательной среды для развития управленческой культуры руководителя. Сюда входит перечень оптимальных условий, позволяющих руководителю развиваться, повышать свое мастерство в управленческой работе, совершенствовать профессиональные навыки деятельности.
- Выбор оптимальных технологий и методик развития управленческой культуры.
- Анализ уровня и динамики развития всех структурных компонентов управленческой культуры руководителей и их личностных качеств. Реализуется анализ на основе опоры на психологические и педагогические критерии эффективности реализации организационной педагогической деятельности.
- Непосредственное развитие управленческой культуры на основе избранных методов и технологий его реализации и, с учетом всех факторов, воздействующих на данный процесс. Развитие управленческой культуры должно быть качественным, целесообразным и продуктивным. В ходе данного процесса, необходимо оценивать его продуктивность и вносить поправки.
Развитие управленческой культуры руководителя требует опоры на специальные методы и технологии работы. Актуальным является применение интерактивных методов обучения. Они хороши тем, что способны одновременно воздействовать на развитие всех структурных компонентов управленческой культуры. К таким методам относятся:
- Методы проектного обучения;
- Деловые игры;
- Ролевые игры;
- Имитационные игры;
- Метод ситуативного анализа;
- Методы организации коллективного творчества.
Проблемные моменты в развитии управленческой культуры руководителя образовательного заведения
Сложность процесса формирования и развития управленческой культуры руководителя образовательной организации приводит к возникновению ряда проблем в его ходе. К ним относятся:
- Преобладание командных методов управления на всех уровнях образования. Это приводит к тому, что сохраняется традиционная система управленческой работы руководителей на всех уровнях обучения, нежеланию пересматривать свою стратегию и тактику поведения, рассмотрению новых методов организации деятельность, внедрению инновационных технологий в управленческий процесс.
- Уровень профессиональной подготовки управленческого персонала учебными учреждениями не ориентирован на дальнейшее развитие и совершенствование профессионализма управленцев, на развитие стремления к саморазвитию и совершенствованию своих управленческих навыков.
- Слабая методическая исследованность проблем анализа и оценки уровня развития управленческой культуры, степени ее развитости и эффективности. Не имеется критериев оценки сформированности управленческой культуры и эффективности ее развития.
- Не имеется национального механизма развития управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, с учетом специфики социально-экономического и политического устройства страны, ее обычаев и традиций, национальных потребностей.
- Нет юридической базы и научного обеспечения процессов развития и совершенствования управленческой культуры, повышение качества управленческой деятельности руководства образовательных учреждений.
- Нежелание и неготовность руководителей образовательных организаций к саморазвитию и самосовершенствоанию.