Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемный урок

Проблемный урок, как основной прием методики проблемного обучения

Определение 1

Проблемный урок – это урок, которой организуется посредством создания ситуации, требующей разрешения, поиском путей и вариантов решения какой-то задачи на основе изучения новых знаний и способов реализации деятельности.

Проблемный урок является важной составной частью технологии проблемного обучения. Оно основывается на построении проблемной ситуации в обучении, требующей ее самостоятельного разрешения учащимися. Это помогает развить навыки проявления инициативы и познавательной

Проблемные уроки строятся таким образом, что на каждом занятии происходит усвоение новой информации, раздела учебной программы в сочетании с закреплением ранее усвоенных знаний. Это способствует прогрессивному усвоению информации, ее углублению, расширению содержания и объема знаний и умений в различных направлениях. Поставленная проблема требует активизации мыслительных процессов для ее разрешения, использования знаний, которыми уже наделен учащийся и нахождения им применение в новых обстоятельствах. Часто, могут потребоваться и знания из других областей науки.

Проблемное обучение нацелено на формирование навыков исследовательской деятельности учащегося. Проблемные уроки помогают развить логическое мышление, творческую активность. При этом они являются увлекательными для детей, поскольку требуют самостоятельного приложения усилий, поиска путей, проведения экспериментов и опытов для разрешения поставленной проблемы, продвижения к истине.

Проблемный урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проблемный урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На уроке ставится реальная проблемная ситуация. Она не должна создаваться искусственно. Это необходимо для того, чтобы изучая новую тему, раздел дисциплины, учащийся пришел к новому уровню познания, понимания и развития. Проблема нацелена именно на развитие познавательных процессов, а не на разрешение проблемы для создания новой.

«Проблемный урок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблемное обучение играет важную функциональную роль. Оно призвано выполнять функции общей педагогической направленности, а также несет особое функциональное назначение, отвечающее целевому назначению разработки данной технологии.

Проблемные уроки выполняют такие функции:

  • Формирование системы научных теоретических знаний и навыков осуществления практической деятельности;
  • Развитие умственных способностей учащихся;
  • Формирование и развитие мыслительных процессов и навыков осознанной деятельности;
  • Становление всесторонне развитой личности;
  • Развитие творческого потенциала личности и активизация творческих направлений деятельности, проявление своих талантов и развитие умения их рационального выражения;
  • Развитие способностей нестандартного, креативного применения, имеющейся системы теоретических знаний и практических умений;
  • Овладение методами научного исследования и художественного выражения реальных процессов;
  • Развитие мотивационной базы к обучению, воспитанию нравственных качеств, определенных познавательных потребностей.
Замечание 1

Проблемные уроки должны носить регулярный и плановый характер. Они базируются на принципе индивидуализации т.е. опираются на индивидуальную специфику развития личности, ее возрастные особенности.

Посредством технологии проблемного обучения осуществляется формирование мировоззрения. Она носит динамичный характер, поскольку одна проблемная ситуация перетекает в развитие другой. Здесь исключается категоричность и стабильность.

Разновидности проблемного урока и его стадии

Существует несколько основных видов проблемных уроков. Они отличаются по своему целевому назначению:

  1. Урок освоения новой темы, раздела учебной дисциплины, учебного курса. На таком уроке происходит изучение новых понятий и законов, навыков применения новых способов деятельности, развитие стимулов к познанию и освоению новых направлений деятельности.
  2. Урок закрепления знаний и умений. На уроке данного типа происходит совершенствование ранее усвоенных теоретических знаний и практических навыков.
  3. Контрольный урок. На нем осуществляется проведение контрольных мероприятий, базирующихся на выполнении определенных заданий, позволяющих оценить степень освоения темы, раздела, учебного курса и программы обучения за определенный временной период. Это позволяет оценить, как уровень развития учащегося, акцентируя внимание на особенно проблемных моментах, на которые необходимо обратить внимание и доработать, так и деятельность педагога, ее продуктивность и внести, при необходимости, поправки в работу.

Построение проблемного урока играет важную роль в педагогическом процессе. От его качества и оптимального содержания зависит результативность достижения образовательных целей и задач.

Любой проблемный урок проходит в несколько этапов:

  1. Определение познавательного потенциала учащихся. На данной стадии оценивается наличие знаний и навыков учащийся в определенной предметной области, активизируется их применение, создается эмоциональный настрой, анализируются возможности учащихся к принятию новых научных данных и их освоению. Проще говоря, урок начинается с предоставления учащимся контрольных заданий различного типа и уровня сложности, которые свидетельствуют о состоянии их знаний и умений;
  2. Освоение новой учебной информации. Именно на этой стадии урока осуществляется постановка проблемной ситуации, требующей от учащегося активизацию своих мыслительных процессов и применения знаний для ее разрешения. Педагог проводи рассказ, читает лекцию, объясняет, демонстрирует новую информацию. Учащиеся же, осуществляют усвоения материала путем работы с учебными пособиями, методическими материалами и решают проблему на основе исследовательской, экспериментальной деятельности, проведения лабораторных работ, опытов, построения графиков и схем;
  3. Развитие новых приемов деятельности, навыков и умений. На этой стадии происходит активное применение, освоенного учебного материала в практической области. Здесь знания становятся убеждениями. Осуществляется проверка верности разрешения проблемной ситуации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot