Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Метод проблемного обучения на уроках истории

Проблемное обучение истории

Замечание 1

Проблемное обучение истории представляет собою систему развития учащихся в процессе обучения данной дисциплины. В основе системы лежат учебные программы и привлечение учеников к активному участию в решении проблем, обозначенных учителем.

Учебная проблема – под этим термином понимается задача, вопрос или задание, решить (ответить на / сделать) которую (-ый / -ое) нельзя по уже готовому имеющемуся образцу. При решении учебной проблемы от ученика требуется проявление самостоятельности мышления и выработка собственной позиции по данному вопросу исходя из собственной работы над тем или иным вопросом. Благодаря проблемному обучению происходит творческое самостоятельное овладение учебным материалом и развитие собственных мыслительных способностей.

Стажировки для студентов
Начни получать реальный опыт работы по специальности и полезные навыки для дальнейшей карьеры
Найти стажировку

Отметим следующие приемы, которые создают нужную проблемную ситуацию на уроке:

  • учитель в ходе занятия потихоньку подводит учеников к имеющемуся противоречию и предлагает им самим решить проблему;
  • учитель способен столкнуть противоречия, имеющиеся в теории и в практике;
  • изложение различных точек зрения по одной и той же проблеме;
  • ученикам предлагается рассмотреть имеющийся вопрос с разных точек зрения.

В ходе занятия учитель побуждает своих учеников делать собственные выводы из той или иной ситуации в прошлом, уметь сопоставлять имеющиеся факты. Происходит постановка четких и ясных вопросов, направленных на обобщение и обоснование услышанного и понятого, конкретизацию и логику собственного и иного рассуждения, определение проблемных теоретических и практических заданий

Отметим следующие его целевые ориентации:

  • приобретение учениками новых знаний, умений и навыков;
  • усвоение тех или иных способов самостоятельной учебной деятельности;
  • процесс развития познавательных и творческих способностей.
«Метод проблемного обучения на уроках истории» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Проблемное обучение является основанным на создании специально-проблемного вида мотивации. Исходя их этого следует добиваться адекватного воплощения и содержания учебного материала, который должен быть представленным как цепь проблемных ситуаций.

Этапы занятий

В ходе занятий, связанных с проблемным обучением, можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:

  1. Происходит постановка проблемного вопроса и создается проблемная ситуация;
  2. Выдвигаются пути решения проблемного вопроса;
  3. Идет поиск решения имеющегося вопроса с привлечением аргументации, основанной на фактическом материале. Происходит осмысление проблемы и обобщение изученного учебного материала;
  4. В ходе последнего этапа происходит аргументация мнений, синтез озвученных выводов, обобщение фактов и мнений, и в конце делаются окончательные выводы.

Необходимость проблемного обучения

Использование и применение проблемного обучения на уроках истории является необходимостью современного педагогического процесса. Использование проблемного обучения обусловлено наличием в историко-культурном стандарте (ИКС) ряда принципиальных оценок тех или иных событий прошлого и преподаванием по концентрической системе.

Замечание 2

Историко-культурный стандарт или ИКС содержит главные подходы к преподаванию российской истории в современной отечественной школе, имея в наличии перечень обязательных для рассмотрения тем и понятий, а также событий и конкретных исторических лиц. Также ИКС содержит перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих зачастую острые споры в обществе, что приводит и к сложностям их рассмотрения в школе.

Примером таких трудных вопросов являются продолжающиеся дискуссии по проблемам формирования Древнерусского государства и связанной с ним норманнской теории. Отметим также споры между «западниками» и «славянофилами» о деятельности Петра Великого, В результате ученик втягивается в полемику, которая разворачивается перед ним на страницах учебников и учебных пособий.

В старших классах средней школы преподавание истории идет по концентрической системе, что требует отхода от повторения материала, который был рассмотрен в 5-9 классах, и в результате работа идет по основным темам и проблемам. Обучение истории в таком случае основано на поиске и выявлении сути тех или иных исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, а также закономерностей исторического процесса.

Кроме того, достаточно большое внимание должно отводиться самостоятельной исследовательской работе учеников по изучению исторических фактов, событий и явлений используя при этом разнообразные источники по выбранной теме.

Разрабатывая проблемную ситуацию на уроке истории специалист также должен находить и пути выхода из неё.

Например, путем выхода может быть проблемное изложение, что означает выдвижение проблемы и разъяснение изучаемого материала, после чего при помощи логической цепи рассуждений проблема решается уже по ходу урока, что помогает ученикам овладеть логикой мышления.

Организуя проблемную ситуацию, можно использовать, к примеру, такие приемы:

  • познакомить учеников с иным мнением об изучаемом событии. Например, что Дмитрий Донской не боролся против ордынского ига, а стремился отстоять свои интересы в противостоянии с узурпатором власти в Золотой Орде, Мамаем.
  • привести и озвучить фрагмент документа, содержащий неожиданную оценку происходившего в прошлом;
  • показать, что оценки роли исторического деятеля противоречат друг другу, что особенно проявляется в отношении Ленина и Сталина.
  • показать неопределенность происходивших событий, как например события в Москве в 1991 и 1993 году.
  • привести опровержения по тому или иному вопросу. Примером, могут быть опровержения утверждения, что Ленин был немецким шпионом.

При организации учебной деятельности используются такие формы как: коллективная, групповая и индивидуальная.

Из приемов мыслительной деятельности, которые могут быть проведены на уроках отметим следующие:

  • проблемный фронтальный эксперимент;
  • проблемное решение задач;
  • проблемные задания;
  • игровая проблемная ситуация.
Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot