Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфические принципы обучения

О специальном образовании

Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление всем гражданам страны равных прав на образование, а федеральный закон “Об образовании в РФ” первым же пунктом утверждает гуманистическую направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.

Определение 1

Специальное образование - это процесс воспитания и обучения детей с различными особенностями психического или физического развития. Эта система даёт детям общее образование, позволяет изолированным детям-инвалидам интегрироваться обратно в общество, а также предоставляет коррекционные услуги.

Обеспечение функционирования системы специального образования обеспечивают:

  • Министерство образования;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство труда и социальной защиты населения.

Система специального обучения охватывает всех граждан страны - от самых маленьких детей до взрослых-инвалидов, желающих получить высшее или дополнительное образование, а также учитывает характер нарушений у каждого человека в отдельности, пытаясь для каждого создать комфортную и безопасную учебную среду.

Замечание 1

Получить специальное образование можно в специальных школах, через индивидуальное обучение, находясь на обучении в стационаре и посредством дистанционного обучения.

Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

В современной системе специального образования особую роль играют специфические педагогические принципы - особенности подхода к обучению глухих и слабослышащих детей.

«Специфические принципы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфические принципы обучения

Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.

Определение 2

Сурдопедагогика - наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.

Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:

  1. Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
  2. Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
  3. По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.

Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.

Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования - обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.

Существуют следующие специфические принципы обучения:

  • Принцип предметности;
  • Принцип единства наук;
  • Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
  • Принцип активного речевого общения;
  • Принцип индивидуального подхода.

Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить. А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения.

Замечание 2

Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.

В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.

Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей - это формула успеха.

Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни. Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком.

Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:

  1. Свободно понимать обращённую к нему речь;
  2. Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.
Замечание 3

Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике - разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.

Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.

И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.

Дата последнего обновления статьи: 22.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot