О специальном образовании
Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление всем гражданам страны равных прав на образование, а федеральный закон “Об образовании в РФ” первым же пунктом утверждает гуманистическую направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.
Специальное образование - это процесс воспитания и обучения детей с различными особенностями психического или физического развития. Эта система даёт детям общее образование, позволяет изолированным детям-инвалидам интегрироваться обратно в общество, а также предоставляет коррекционные услуги.
Обеспечение функционирования системы специального образования обеспечивают:
- Министерство образования;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство труда и социальной защиты населения.
Система специального обучения охватывает всех граждан страны - от самых маленьких детей до взрослых-инвалидов, желающих получить высшее или дополнительное образование, а также учитывает характер нарушений у каждого человека в отдельности, пытаясь для каждого создать комфортную и безопасную учебную среду.
Получить специальное образование можно в специальных школах, через индивидуальное обучение, находясь на обучении в стационаре и посредством дистанционного обучения.
Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.
В современной системе специального образования особую роль играют специфические педагогические принципы - особенности подхода к обучению глухих и слабослышащих детей.
Специфические принципы обучения
Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.
Сурдопедагогика - наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.
Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:
- Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
- Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
- По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.
Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.
Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования - обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.
Существуют следующие специфические принципы обучения:
- Принцип предметности;
- Принцип единства наук;
- Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
- Принцип активного речевого общения;
- Принцип индивидуального подхода.
Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить. А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения.
Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.
В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.
Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей - это формула успеха.
Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни. Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком.
Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:
- Свободно понимать обращённую к нему речь;
- Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.
Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике - разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.
Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.
И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.