Принципы обучения – это система установленных педагогических методов, средств и требований к организации и реализации процесса обучения.
В процессе подготовки к учебному процессу педагог руководствуется всеми принципами, так как они взаимосвязаны между собой, а использование их в комплексе гарантирует эффективность процесса обучения.
Понятие и сущность принципов профессионального обучения
Впервые принципы обучения были выделены и охарактеризованы Я. А. Коменским в его труде «Великая дидактика». На сегодняшний день часть принципов являются традиционными (носят исторический характер), а часть современными, появились недавно, исходя из актуальных тенденций в обучении и образовании.
Сущность принципов обучения заключается в том, что они предъявляют определенные требования к учебному процессу, выполнение которых обеспечивает его эффективность.
Все современные дидактические принципы обучения применимы и для профессионального образования. Однако, помимо традиционных принципов обучения, в профессиональном образовании, выделен ряд специальных принципов.
Принципы профессионального обучения основаны на том, что подготовка рабочего высокой квалификации требует соответствия технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.
Дидактические принципы профессионального обучения отражают связь между теорией и практикой в производственном процессе, а также соответствие между целью учебного процесса и его содержанием.
Характеристика принципов профессионального обучения
Принципы профессионального обучения:
- Соответствие требованиям современного производства. Профессиональное обучение должно осуществляться с помощью современного оборудования и новейших технологий. То есть учебное заведение должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и механизмами. По итогу обучения учащиеся должны не просто получить теоретические знания и подтверждающий это документ, а необходимые практические навыки трудовой деятельности. Учащийся, после завершения обучения должен смочь сразу же влиться в производственный процесс.
- Связь теории и практики. Теоретическое обучение должно подкрепляться практической деятельностью. В процессе профессионального обучения учебная и трудовая деятельность студентов должны быть неразрывно связаны между собой. В профессиональных учебных заведениях, данный принцип реализуется через большое количество практики (учебная, производственная и т.д.), которая организуется как на базе учебного заведения, так и на реальном производстве.
- Обучение в процессе производительного труда. Данный принцип является одним из ведущих в учебно-воспитательной работе профессионального учебного заведения. Трудовая деятельность студентов позволяет будущим специалистам научиться применять свои теоретические знания во время практической деятельности, значительно их расширить и углубить. Реализуется данный принцип так же через практическую деятельность, по итогам которой учащиеся готовят отчеты, дневники и т.п.
- Профессионально-политехническая направленность. Данный принцип подразумевает выработку у студентов общетрудовых и общепроизводственных умений и навыков, необходимых для дальнейшей плодотворной работы по выбранной специальности. Процесс профессионального обучения имеет четкую профессиональную направленность, большая часть дисциплин, предусмотренных учебной программой, направлены на формирование у учащихся необходимых теоретических умений и практических навыков по выбранной специальности (профессии).
- Самостоятельность. Данный принцип основан на том, чтобы в процессе профессионального обучения учащиеся должны приобретать умения самостоятельно планировать свой трудовой процесс, выбирать методы и средства выполнения работы, уметь работать с технической и иной профессиональной документацией и т.д.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий. Данный принцип является общим дидактическим принципом и обязателен при организации любого вида обучения. Непосредственно в профессиональном обучении, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, предполагает организацию учебного процесса с учетом возраста учащихся. Для освоения ряда профессий необходимо достижения определенного возраста, то есть, установлен возрастной ценз. Индивидуальность профессионального обучения означает, что учебный процесс осуществляется с учетом умственных и психических возможностей учащихся.
- Принцип обучения в коллективе. Профессиональное обучение и получение по его итогу профессии предполагает работу в коллективе. Исходя из этого, важным является научить студента учиться, а в последующем и работать в коллективе.
- Принцип единства требовательности и уважения к личности учащегося. В процессе обучения педагог должен уважительно относиться к личности каждого учащегося, предъявлять ко всем равные требования и справедливо оценивать результаты учебы всех учащихся. Педагог не должен явно разделять учащихся на «сильных» и «отстающих», и тем более выстраивать исходя из этого отношения с ними. В случае если ученик допускает ошибки или что-то не ему не дается в процессе обучения не нужно заострять на этом внимание перед всем учебным коллективом. В целом принцип единства требования и уважения к личности учащегося основан на педагогической культуре и этике педагога.
- Принцип наглядности. Данный принцип предусматривает использование наглядных средств в процессе подачи учебного материала. Наглядности, исходя из специфики профессионального обучения, могут быть представлены схемами, таблицами, учебной техникой, механизмами и т.п.
Таким образом, часть принципов профессионального обучения, вытекают из специфики данного обучения, а часть являются традиционными, установленными исторически