Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы профессионального обучения

Принципы обучения – это система установленных педагогических методов, средств и требований к организации и реализации процесса обучения.

В процессе подготовки к учебному процессу педагог руководствуется всеми принципами, так как они взаимосвязаны между собой, а использование их в комплексе гарантирует эффективность процесса обучения.

Понятие и сущность принципов профессионального обучения

Впервые принципы обучения были выделены и охарактеризованы Я. А. Коменским в его труде «Великая дидактика». На сегодняшний день часть принципов являются традиционными (носят исторический характер), а часть современными, появились недавно, исходя из актуальных тенденций в обучении и образовании.

Сущность принципов обучения заключается в том, что они предъявляют определенные требования к учебному процессу, выполнение которых обеспечивает его эффективность.

Все современные дидактические принципы обучения применимы и для профессионального образования. Однако, помимо традиционных принципов обучения, в профессиональном образовании, выделен ряд специальных принципов.

Замечание 1

Принципы профессионального обучения основаны на том, что подготовка рабочего высокой квалификации требует соответствия технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.

Дидактические принципы профессионального обучения отражают связь между теорией и практикой в производственном процессе, а также соответствие между целью учебного процесса и его содержанием.

Характеристика принципов профессионального обучения

Принципы профессионального обучения:

  1. Соответствие требованиям современного производства. Профессиональное обучение должно осуществляться с помощью современного оборудования и новейших технологий. То есть учебное заведение должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и механизмами. По итогу обучения учащиеся должны не просто получить теоретические знания и подтверждающий это документ, а необходимые практические навыки трудовой деятельности. Учащийся, после завершения обучения должен смочь сразу же влиться в производственный процесс.
  2. Связь теории и практики. Теоретическое обучение должно подкрепляться практической деятельностью. В процессе профессионального обучения учебная и трудовая деятельность студентов должны быть неразрывно связаны между собой. В профессиональных учебных заведениях, данный принцип реализуется через большое количество практики (учебная, производственная и т.д.), которая организуется как на базе учебного заведения, так и на реальном производстве.
  3. Обучение в процессе производительного труда. Данный принцип является одним из ведущих в учебно-воспитательной работе профессионального учебного заведения. Трудовая деятельность студентов позволяет будущим специалистам научиться применять свои теоретические знания во время практической деятельности, значительно их расширить и углубить. Реализуется данный принцип так же через практическую деятельность, по итогам которой учащиеся готовят отчеты, дневники и т.п.
  4. Профессионально-политехническая направленность. Данный принцип подразумевает выработку у студентов общетрудовых и общепроизводственных умений и навыков, необходимых для дальнейшей плодотворной работы по выбранной специальности. Процесс профессионального обучения имеет четкую профессиональную направленность, большая часть дисциплин, предусмотренных учебной программой, направлены на формирование у учащихся необходимых теоретических умений и практических навыков по выбранной специальности (профессии).
  5. Самостоятельность. Данный принцип основан на том, чтобы в процессе профессионального обучения учащиеся должны приобретать умения самостоятельно планировать свой трудовой процесс, выбирать методы и средства выполнения работы, уметь работать с технической и иной профессиональной документацией и т.д.
  6. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий. Данный принцип является общим дидактическим принципом и обязателен при организации любого вида обучения. Непосредственно в профессиональном обучении, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, предполагает организацию учебного процесса с учетом возраста учащихся. Для освоения ряда профессий необходимо достижения определенного возраста, то есть, установлен возрастной ценз. Индивидуальность профессионального обучения означает, что учебный процесс осуществляется с учетом умственных и психических возможностей учащихся.
  7. Принцип обучения в коллективе. Профессиональное обучение и получение по его итогу профессии предполагает работу в коллективе. Исходя из этого, важным является научить студента учиться, а в последующем и работать в коллективе.
  8. Принцип единства требовательности и уважения к личности учащегося. В процессе обучения педагог должен уважительно относиться к личности каждого учащегося, предъявлять ко всем равные требования и справедливо оценивать результаты учебы всех учащихся. Педагог не должен явно разделять учащихся на «сильных» и «отстающих», и тем более выстраивать исходя из этого отношения с ними. В случае если ученик допускает ошибки или что-то не ему не дается в процессе обучения не нужно заострять на этом внимание перед всем учебным коллективом. В целом принцип единства требования и уважения к личности учащегося основан на педагогической культуре и этике педагога.
  9. Принцип наглядности. Данный принцип предусматривает использование наглядных средств в процессе подачи учебного материала. Наглядности, исходя из специфики профессионального обучения, могут быть представлены схемами, таблицами, учебной техникой, механизмами и т.п.

Таким образом, часть принципов профессионального обучения, вытекают из специфики данного обучения, а часть являются традиционными, установленными исторически

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot