Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельностный принцип обучения

Определение 1

Деятельность – это активность, связанная с определенными преобразованиями в социальной и предметной обстановке, которая окружает ребенка.

Деятельностный принцип обучения основан на деятельностном подходе, суть которого состоит в целенаправленной деятельности ребенка по становлению и развитию своей личности, осознания себя.

Деятельностный принцип обучения ориентирован на личность ребенка, которая выступает в педагогическом процессе как активное творческое начало. В процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок учится быть самим собой, осознает и принимает себя как личность, происходит процесс его саморазвития.

Понятие деятельностного принципа обучения

Деятельностный принцип обучения представляет собой методологический базис образования. Данный принцип, в отличие от иных принципов обучения, не представлен совокупностью методов и средств, а является своего рода «философией» образования.

Замечание 1

Во главе деятельностного принципа обучения стоит не накопление ребенком определенных знаний и умения, а становление и развитие ребенка как личности.

Таким образом, под деятельностным принципом обучения, понимают такой метод организации учебной деятельности детей, при которой они выступают активными участниками учебного процесса.

Цель деятельностного принципа обучения – воспитание и становление личности ребенка, как члена общества (уметь ставить себе цели и задачи, уметь решать поставленные задачи, быть полноценным членным общества и т.д.).

Сущность деятельностного принципа обучения – комплексное направление всех педагогических методов и средств на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся учебной деятельности, так как только через свою деятельность ребенок имеет возможность полноценно усвоить знания. Реализуемые в процессе обучения способы познания и преобразования, способствуют формированию и совершенствованию личности ребенка.

«Деятельностный принцип обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы деятельностного подхода

Реализация деятельностного подхода обучения обеспечивается рядом дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности. Данный принцип заключается в том, что ребенок, в процессе обучения должен получать знания не в готовом виде, а путем их самостоятельного усвоения. В этом случае реализуется успешное формирование способностей и умения ребенка.
  2. Принцип непрерывности. Суть данного принципа состоит в том, что весь процесс обучения ребенка основан на преемственности между этапами и ступенями обучения (дошкольное образование – школьное образование – послешкольное и т.д.), согласно его возрастным и психологическим особенностям развития.
  3. Принцип целостности. Принцип предполагает формирование у детей целостной картины мира, а также роли и месте определенной науки в системе наук. В процессе обучения у ребенка должно быть сформировано общее представление о себе, окружающих людях, обществе и роли каждого человека в этом общества.
  4. Принцип минимакса. Процесс получения знаний ребенком в рамках образовательного учреждения, должен быть организован с предоставлением возможности максимального освоения учебной программы.
  5. Принцип психологической комфортности. В процессе обучения на ребенка не должны «давить» различные стрессогенные факторы. Организация занятий осуществляется в доброжелательной, располагающей и психологически комфортной атмосфере. Реализация данного принципа является обязанностью педагога, именно он может создать необходимую атмосферу во время занятий и в целом в детском коллективе.
  6. Принцип вариативности. Предполагает формирование и развитие у детей вариативного мышления, то есть способности к адекватному принятию решений в различных ситуациях, требующих выбора. Основной вариативного мышления является умение систематического перебора имеющихся вариантов решения проблемы и выбора наиболее оптимального.
  7. Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в педагогическом процессе, с целью приобретения ребенком не только знаний, но и опыта творческой деятельности. Процесс обучения не должен быть скучной и монотонной передачей информации. Это должен быть интересно и познавательно организованный процесс, способствующий развитию творческого начала у каждого ребенка.

Таким образом, реализация деятельностного подхода, основана на ряде принципов, соблюдения и организация которых лежит на педагоге.

Условия реализации деятельностного принципа обучения

В процессе представления учебного материала педагог не должен выступать как транслятор информации, а дети как приемники. Необходимо создавать такие учебные ситуации, которые бы «втягивали» ребенка в обучение, мотивировали его на получение знаний и умений. Педагог не должен предоставлять детям готовые знания, он должен учить их самостоятельно получать знания, размышлять над полученной информацией, работать с учебным материалом в определенной ситуации и т.п.

Учебная деятельность должна быть организована как процесс преобразования. То есть каждый ребенок, получая от педагога знания, должен не просто механически их запоминать, а уметь работать с полученной информацией. Педагог должен учить детей применять теоретические знания, полученные на уроках, в практической деятельности, в повседневной жизни.

Учебная деятельность должна стимулировать ребенка на постоянное движение вперед, на получение новых знаний. При этом получение новых знаний не должно осуществляться только с помощью педагога, ребенок должен уметь самостоятельно находить и осваивать информацию.

Педагог в процессе обучения должен ставить перед детьми учебную задачу, которая будет мотивировать их на получение и усвоение знаний. Постановка задачи не обязательно должна быть в открытой форме, это может быть неоконченная форма чего-либо, которая стимулирует ребенка на поиск, движение вперед.

Деятельность педагога должна быть ориентирована на личность ребенка и его деятельность, именно это является центром педагогического процесса, согласно деятельностного принципа обучения.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot