Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативно-деятельностный подход при изучении орфографии в средней школе

Коммуникативно-деятельностный подход при изучении орфографии в средней школе

В современном языковом образовании повышается роль коммуникативного и системно-деятельностного компонентов как важных составляющих культуры речевого развития.

Определение 1

Коммуникативный подход в обучении представляет собой такую его организацию, которая базируется на практике живого общения. При этом язык рассматривается не как система норм и правил функционирования его единиц, а как средство обмена информацией и выражения мыслей. Ведущим понятием коммуникативного обучения становится "коммуникативная компетенция".

Определение 2

Коммуникативная компетенция – это одна из составляющих общеязыковых умений и навыков, связанная с развитием способности использовать язык как средство общения в различных сферах и ситуациях.

Коммуникативный аспект предполагает функциональный подход к орфографической грамотности, суть которого не в том, чтобы усвоить как можно большое количество правил и орфограмм, а в том, чтобы научить ребенка применять эти знания на практике, а также использовать справочно-информационные источники для повышения уровня грамотности.

Коммуникативный подход в обучении языку тесно связан с системно-деятельностным, главными принципами которого становятся опора на активность ребенка, а также отказ от предоставления знаний в готовом виде, организация познавательной деятельности, позволяющая ученику самостоятельно открывать новые сведения и осваивать способы деятельности. В обучении орфографии системно-деятельностный подход предполагает развитие практической грамотности и навыков самоконтроля в процессе письма.

Закономерности и принципы коммуникативного и системно-деятельностного изучения орфографии

Принципы коммуникативно-деятельностного подхода в изучении орфографии включают следующие закономерности:

«Коммуникативно-деятельностный подход при изучении орфографии в средней школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Сознательное и активное отношение к процессу научения, формирование мотивационно-потребностной базы и целевой установки на освоение нового знания.
  2. Принцип разнообразия деятельности, который основан на использовании различных способов действий с новым познавательным объектом. В результате ребенок получает возможность увидеть изучаемое лингвистическое явление с различных сторон и освоить операциональную сторону познавательной деятельности.
  3. Системный подход к изучению материала предполагает установление связей между его компонентами, а также включение лингвистических знаний в общую картину мира ребенка через формирование метапредметных результатов. Обучение языку, таким образом, выступает не как самоцель, а как средство развития личности.
  4. Принцип результативности связан с направленностью обучения на конкретный результат, имеющий практическую значимость для ученика и помогающий ему эффективно общаться на родном языке в различных сферах жизни, в том числе освоить и профессиональную коммуникацию.

Основные методы и приемы коммуникативно-деятельностного обучения орфографии

Коммуникативно-деятельностный подход реализуется на всех этапах обучения и включает:

  1. Формирование мотивации и потребности в изучении новой орфограммы.
  2. Осознание цели и принятие ее как учебной задачи, над решением которой ученик работает в процессе урока.
  3. Активное включение в познавательную деятельность, связанную с поиском путей решения учебных затруднений и открытием новых знаний и приемов действий.
  4. Сотрудничество в процессе совместного решения учебных задач.
  5. Оценка результативности, включающая умения анализировать ход проделанной работы, выявлять сильные и слабые стороны собственной учебной деятельности.

На этапе создания мотивации педагог использует следующие приёмы:

  • "Дерево желаний".
  • Неожиданный вопрос.
  • "Чёрный ящик".
  • Загадку или ребус.
  • Интересный факт.
  • Цитирование.
  • "Провокационный" вопрос.
  • Составление "Рецепта урока".

Суть данных приемов заключается в том, чтобы заинтересовать ученика, сделать изучение орфографии личностно значимым.

На этапе целеполагания учитель стремится, чтобы дети осознали и сами сформулировали цели предстоящей деятельности. Для этого используют следующие приёмы:

  • Решение орфографической задачи.
  • Создание проблемной ситуации и поиск выхода из неё.
  • Наблюдение над языковыми фактами и осознание познавательных противоречий, лежащих в их основе.
  • Заполнение таблицы "Знаю - пока не знаю - хочу узнать".

Операциональная сторона деятельности на уроке включает как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на самостоятельное решение учебных задач. В этом помогают методические приёмы:

  • Составление кластера понятий или ментальной карты по теме урока.
  • Прием "Лови ошибку".
  • Метод мини-проектов.
  • Учебная игра.
  • Комплексный анализ текста.
  • Нестандартные орфографические диктанты и упражнения.
  • Составление словарей.
  • Творческие работы.
  • Элементы занимательной орфографии.

На этапе рефлексии важно помочь ученику осознать учебные затруднения и результаты его деятельности на уроке. Эффективными приемами являются:

  1. Составление схем или кратких опорно-схематических конспектов.
  2. Самооценка и взаимооценка работы на уроке.
  3. Коллективное обсуждение итоговых вопросов по теме
  4. Составление кластера или "дерева" понятий.
  5. Прием "Продолжи предложение".
  6. Игра "Верно - неверно".

Коммуникативно-деятельностный подход реализуется и в продуманной системе домашних заданий, которая должна носить разноуровневый характер и ориентировать учеников на практическое применение изученных правил. Это могут быть проектные задания (написание статьи на тему, подготовка доклада, написание лингвистической сказки, выпуск стенгазеты, корректура текста), самостоятельная работа с орфографическим словарем (составление текстов ю, включающих словарные слова, поиск и проверка написания слов по словарю, составление кроссвордов и ребусов со словарными словами), заполнение таблиц по условиям правила своими примерами, а также подготовка к письму по памяти.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot