Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение стилистики в школьном курсе русского языка. Виды уроков и методика их проведения

Изучение стилистики в школьном курсе русского языка

Определение 1

Стилистика представляет собой часть лингвистики, которая исследует принципы использования языковых средств в разных сферах общественной деятельности в соответствии с условиями общения, его задачами и содержанием.

Принципы обучения данной дисциплине базируются на следующих основаниях:

  1. Комплексный подход предполагает рассмотрение стилистики в тесной связи со всеми разделами лингвистики. Необходимо знать и понимать выразительные возможности фонетики, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.
  2. Принцип изучения стилистически маркированных единиц в контексте. Например, слово «плестись» имеет ярко выраженную экспрессивность и принадлежит к разговорной речи, его использование в книжных стилях речи нарушает стилистическую норму, однако оно вполне уместно в ситуациях бытового общения: Ты еле плетёшься! Иди быстрее! И зачем я только поплёлся с тобой в такую даль!
  3. Принцип опоры на стилистическую норму и учёта её вариативности. Следует помнить, что стилистическая норма в значительной мере определяется особенностями речевой ситуации, поэтому оценка нормативности / ненормативности использования языковых средств должна производиться с учётом требований, предъявляемых к коммуникации в целом.

При обучении стилистике применяются следующие методы и приёмы:

  1. Стилистический анализ языковых единиц и текста. Цель данного метода — научить находить стилистически окрашенные единицы в высказывании и определять их функцию.
  2. Стилистический эксперимент предполагает замену слова (словосочетания, фрагмента) на иное в стилистическом отношении (например, заменить просторечное слово нейтральным, книжное — разговорным) для выявления роли данного элемента в структуре высказывания.
  3. Рецензирование собственных речевых произведений (изложений, сочинений, эссе), поиск и исправление стилистических недочётов.
  4. Создание текстов разных стилей по образцу.
  5. Сравнительный анализ речевых произведений одной тематики, но разных по стилевой принадлежности. Например, ученикам для сопоставления дают три текста научного, художественного и разговорно-бытового стилей, написанных на одну тему, и предлагают выявить стилевые особенности каждого из них.
  6. Изучение структуры словарных статей, специальных помет, характеризующих стилевую принадлежность лексем.
«Изучение стилистики в школьном курсе русского языка. Виды уроков и методика их проведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы работы по развитию стилистических навыков включают:

  1. Подготовительный период (I–V кл.), в котором ученики знакомятся с понятием текста, стилистическими возможностями лексики, речевыми стилями и их особенностями, рассматривают их жанровые разновидности. Цель данного этапа — сформировать первоначальные сведения о стилистике, её понятиях и задачах.
  2. Основной период охватывает весь период обучения в VI-IX кл. и включает целенаправленную систематическую работу по формированию стилистических навыков. Ученики учатся определять принадлежность текста к определённому стилю, находить и корректировать стилистические недочёты, знакомятся с стилистическими возможностями языка.
  3. В старших классах происходит углубление стилистических сведений, формируется чувство стиля, представление об особенностях стилистической манеры писателей и лежащих в её основе закономерностях функционирования языка.

Виды уроков и методика их проведения

Обучение стилистике может вестись двояко:

  1. Стилистические сведения включаются в состав урока как его элемент. В этом случае стилистикой можно заниматься практически на любом уроке: уроке открытия нового знания, уроках закрепления, повторительно-обобщающих уроках и комбинированных.
  2. Урок полностью посвящается развитию стилистических представлений и формированию навыков работы с высказываниями разных стилей.

Специальные уроки, на которых происходит обучение стилистике, входят в систему уроков по развитию речи.

Уроки развития речи при всём разнообразии их содержания имеют общую структуру:

  1. Мотивационный этап, побуждающий учеников к осознанной работе над совершенствованием речевых навыков.
  2. Этап целеполагания, в ходе которого осуществляется постановка целей и задач урока, определяются пути его достижения. Обычно этому этапу предшествует размышление над какой-либо проблемной учебной ситуацией, демонстрирующей недостаточность имеющихся у учеников сведений, знаний.
  3. Открытие нового знания через специально организованную учителем поисковую, аналитическую работу.
  4. Первичное закрепление полученных знаний на практике.
  5. Рефлексия учебной деятельности, помогающая выявить трудности и успехи в процессе урока.
  6. Оценка и самооценка.
  7. Домашнее задание, которое может быть разноуровневым либо творческим.

Типы уроков развития речи разнообразны, и на каждом из них ведется определённая стилистическая работа. Перечислим основные виды уроков развития речи:

  1. Уроки подготовки к написанию изложений / сочинений, в ходе которых осуществляется словарно-стилистическая работа, производится лексический анализ слов и словосочетаний, которые будут использоваться учениками, определяется стилистическая принадлежность данных слов, их экспрессивная окраска, выразительные возможности и уместность их употребления.
  2. Уроки комплексного анализа речевых произведений. Работая с текстом, учащиеся определяет его тему, основную мысль, выявляют авторскую позицию, а также характеризуют текст по его стилевой принадлежности, коммуникативной цели, сфере его функционирования, используемых стилистических единиц и их роли.
  3. Уроки знакомства со стилистическими сведениями, на которых учащиеся получают представление о функциональных стилях, жанрах и поджанрах, учатся их применению в речевой практике.
  4. Уроки проектной деятельности на темы, связанные со стилистикой. Это может быть исследовательская работа, направленная на анализ индивидуальной манеры писателя, или работа по анализу и классификации наиболее частотных стилистических ошибок в школьных сочинениях, а также исследование стилевых особенностей текстов СМИ, рекламы, интернета и т.п.
  5. Уроки-практикумы, направленные на формирование умений создавать тексты тех или иных стилей. Например, практикумы по составлению деловой документации, проведение дебатов в публицистическом стиле, подготовка научно-учебных текстов (аннотаций, конспектов, рефератов) и проч.

Основные упражнения, которые используются на данных уроках:

  • Опознание стилистически окрашенных средств в контексте.
  • Стилистический анализ.
  • Поиск и исправление стилистических недочётов.
  • Редактирование текстов (своих и чужих).
  • Сравнительно-сопоставительный анализ текстов разной стилевой принадлежности.

Система работы по обучению стилистике осуществляется комплексно, с опорой на текстовый материал и направлена на формирование умений практического использования стилевых возможностей языка в разных коммуникативных ситуациях.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot