Общая характеристика
Под принципами воспитания понимают некие ценностные основания и основополагающие идеи воспитания человека, отражающие потребности общества, его уровень развития, требования к воспроизводству строго определенного типа личности.
Принципы воспитания определяют содержание, цели, стратегию и методы воспитания, единое направление его реализации, стиль и способы взаимодействия субъектов воспитания.
К принципам воспитания выдвигаются единые требования (И.П. Подласый):
- Обязательность. Принципы воспитания требуют полного и обязательного воплощения в практику. Систематическое нарушение принципов значительно снижает эффективность всего процесса воспитания, подрывает его основы.
- Комплексность. Одновременное применение разных принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса.
- Равнозначность. В качестве общих фундаментальных положений принципы воспитания равнозначны.
Проблема воспитания в современной педагогике не имеет однозначного решения. У педагогов нет единого понимания сущности воспитательного процесса, соотношения воспитания и обучения. Принципы воспитания в совокупности образуют некую воспитательную систему.
Принципы воспитания В. А. Сластенина. Метапринципы
В педагогической литературе существует огромное множество различных принципов воспитания. В. А. Сластенин предложил наиболее развернутую систему классификации, которая включает основополагающие принципы, сформированные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе – метапринципы и частные принципы.
Метапринципы воспитания:
- Принцип непрерывного общего и профессионального развития. Является основным в системе гуманистических принципов. Закономерность принципа: чем гармоничнее социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие индивида, тем более творческим и свободным становится человек в осуществлении культурно-гуманистической функции.
- Принцип природосообразности воспитания. Основывается на закономерности, которая связана с центрацией воспитательного процесса на развитие личности. Воспитание должно базироваться на научном понимании социальных и естественных процессов, согласовываться с законами развития человека и природы, формировать у индивида ответственность за самого себя и эволюцию ноосферы. Методы, формы, содержание воспитания должны учитывать половую и возрастную дифференциацию, организацию социального опыта.
- Принцип культуросообразности воспитания. Основывается на закономерности: развитие личности в соответствии с общечеловеческой культурой определяется ценностными основаниями воспитания. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях и выстраиваться в соответствии с учетом особенностей региональной и этнической культур: приобщение к разным пластам культуры (физической, бытовой, материальной, экономической, политической, нравственной, интеллектуальной, духовной, сексуальной и др.). Содержание, цели, методы воспитания культуросообразны, если учитывают сложившиеся в социуме стиль социализации и традиции.
- Принцип деятельностного подхода. Культура способствует развитию личности если она побуждает и активизирует ее к деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее деятельность, значимая для личности, тем эффективнее проходит овладение культурой (общечеловеческой и профессиональной).
- Принцип личностного подхода. Процесс социально-нравственного развития приобретает оптимальный характер, когда воспитанник является субъектом воспитания. Принцип основан на закономерности, обуславливающей единство в реализации личностного и деятельностного подходов.
- Принцип персонализации педагогического взаимодействия. Принцип требует адекватного включения в педагогический процесс личностного опыта (эмоций, переживаний, чувств, соответствующих им поступков и действий), а также отказа от ролевых масок.
- Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Указывает на то, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях равноправного учебного сотрудничества.
- Принцип индивидуально-творческого подхода. Основан на закономерности, предопределяющей, что саморазвитие личности зависит от уровня творческой направленности и индивидуализации воспитательного процесса.
- Принцип профессионально-этической взаимоответственности. Основывается на закономерности: готовность участников педпроцесса принять на себя заботы о будущем нашего общества, о судьбах людей предполагает гуманистический образ жизни.
Частные принципы воспитания В. А. Сластенина
Частными принципами воспитания руководствуются в повседневной педагогической деятельности.
Частные принципы воспитания:
- Принцип воспитания и обучения в коллективе. Предполагает сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации педпроцесса. Товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности и коллективизма развиваются и воспитываются только с помощью коллектива и в коллективе. В коллективе усваиваются правила поведения, общения, формируются организаторские навыки. Коллектив раскрепощает личность и открывает простор для ее гармонического и всестороннего развития.
- Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Практика выступает источником познавательной деятельности, областью приложения результатов познания, объективным критерием истины.
- Принцип соединения воспитания и обучения с трудом на общую пользу. Труд создает основу для формирования морального облика и мировоззрения личности, для развития способностей и задатков. Коллективный труд формирует социально ценные личностно-деловые качества, обеспечивает накопление практического опыта общественного поведения.
- Принцип эстетизации жизни. Формирование эстетического отношения к действительности помогает развить у воспитанника высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность узнать красоту эстетических идеалов.
- Принцип сочетания педагогического управления с формированием самостоятельности и инициативы воспитанников. Необходимым условием развития самостоятельности и инициативы является развитие самоуправления.
- Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной к нему требовательностью.
- Принцип опоры на сильные стороны личности, положительное в человеке.
- Принцип согласованности требований учебного заведения, общественности и семьи.
- Принцип увлечения перспективами, формирования ситуаций ожидания. Осознание воспитанником своего успеха в каком-либо деле, ожидание его развития является сильным источником моральной стойкости и нравственного достоинства. В задачи каждого педагога входит помощь каждому воспитаннику наметить личные перспективы личностного роста и сопоставить их с перспективами развития общества и коллектива.
- Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.