Политика государства в области реализации образовательных услуг
Современное общество предъявляет огромный спектр требований к образовательной сфере. Это обусловлено особенностями текущего этапа социально-экономического развития и потребностями в кадровых ресурсах, способных к выполнению деятельности в условиях непрерывного научно-технического развития и информатизации общества.
Информатизация социального пространства обуславливает необходимость формирование «нового гражданина», наделенного такими качествами и способностями, как:
- Самостоятельность.
- Потребность и мотивация к саморазвитию и самовоспитанию.
- Умение приспосабливаться к быстро меняющемся условиям социума, профессиональной деятельности.
- Умение пользоваться информационными ресурсами.
- Владение навыками профориентации.
- Наличие нравственных ориентиров деятельности.
- Формирование самосознания и гражданской позиции.
- Умение выражать свое мнение и свои взгляды, отстаивать их.
- Гуманистические качества: добродушие, трудолюбие, гражданственность, патриотизм, уважение, милосердие, сострадание.
- Толерантность.
Все эти качества требуют ориентацию учебно-воспитательной деятельности на развитие соответствующего гражданина, создание условий для саморазвития граждан, раскрытия их природного потенциала и творческих начал, активизации познавательной заинтересованности и проявлении инициативы в обучении.
Государственная политика в образовании – это способ выражения народного мнения и потребностей в обучении, воспитании и развитии граждан страны, основанный на созданием для этого соответствующих условий и институтов, в соответствии, с имеющимися у государствами ресурсами.
Основным направлением государственной образовательной политики выступает ориентация его деятельности на всестороннее личностное развитие граждан. Для этих целей государство создает необходимые условия и сопровождает деятельность образовательных учреждений, оказывая им финансовое и материально-техническое снабжение.
Государственная образовательная политика отвечает текущим социально-экономическим потребностям общества и устраняет проблемы, возникающие в этой сфере: занятость и безработица, правовая культура граждан и ее развитие, формирование экономической независимости отдельных сфер.
Основные принципы государственной политики в сфере образования
На сегодняшний день, образовательная сфера регламентируется ФЗ «Об образовании». Он определяет основы функционирования образовательной системы, принципы образовательной политики, функциональную роль образования в жизнедеятельности каждого гражданина и государства в целом, порядок организации учебно-воспитательной деятельности и программное обеспечение образовательной сферы.
Рисунок 1.
К основным принципам образовательной политики России относятся:
- Принцип гуманистической ориентации образования. Процесс обучения и воспитания реализуется на основе личностно-ориентированного подхода т.е. приоритетного положения личности каждого учащегося, как ведущей ценности. Образование и воспитание реализуется с учетом личностных потребностей и возможностей, основываясь на сохранении и поддержании здоровья граждан и воспитания у них гуманистических начал: трудолюбия, уважения, милосердия, гражданской ответственности, любви к Родине, семье, почитание старших, долг, честь, достоинство.
- Принцип единого образовательного пространства. Образование едино и доступно для всех граждан, независимо от их происхождения, национальности, культурной принадлежности.
- Принцип свободы и плюрализма в образовании. В процессе обучения, каждый субъект этого процесса имеет право на выражение собственного мнения и его отстаивание. Допускается вариативность взглядов и суждений, направлений деятельности.
- Принцип общедоступности образования. Он означает, что образование является бесплатным и доступным для всех категорий граждан, независимо от их социального статуса, религиозных верований, национальной принадлежности, уровня интеллектуального и физического развития, наличия отклонений и дефектов в развитии.
- Принцип демократичности организации образовательной деятельности. Каждое образовательное учреждение, институт образования имеет автономное право реализации своей деятельности: выбор методов и способов ее организации, направлений деятельности, внутреннего регламента функционирования, принципов осуществления, не противоречащих правовым нормам.
- Принцип светской ориентации образовательной системы. Образование не может основываться на какой-то идеологии, религии, мировоззрении. Оно не может управляться религиозными деятелями и ориентироваться на достижение каких-то религиозных целей и иных идей.
- Принцип толерантности образовательной системы. Образование не может разделять граждан по национальной принадлежности, расе, религии, культуре, обычаям и традициям. Оно должно быть терпимым и подстраиваться под любую религию, философию, взгляды и идеи.
Реализация принципа гуманистической ориентации образования
Гуманистический характер образования – это построение образовательного процесса в основе которого заложено приоритетное положение личности и признание ее ценности.
Личность занимает ведущую роль в образовательном процессе. Ее желания и потребности, особенности развития определяют методы и формы реализации учебно-воспитательной работы.
Реализация данного принципа осуществляется, посредством выполнения следующих направлений деятельности:
- Опора обучения на личностно-ориентированный подход.
- Ориентация учебно-воспитательной работы на личностный рост учащегося, удовлетворение его потребностей и интересов, создание условий для саморазвития и самореализации каждого учащегося.
- Субъект-субъектный подход к организации обучения. Каждый участник образовательной деятельности (учащийся и педагог) выступает ее субъектом.
- Деятельность обучения ориентирована на раскрытие природных задатков учащегося, формирование у него навыков самостоятельности.
- Создание системы доверительных взаимоотношений в ходе образования.
- Создание положительного, благожелательного, развивающего образовательного пространства.