Цель и задачи исправительно-трудовая педагогики
Исправительно-трудовая педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается вопросами организации воспитания и обучения лиц, находящихся в местах лишения свободы, где они оказались в результате совершения противоправных действий.
Выделение исправительно-трудовой педагогики в самостоятельную научную отрасль обусловлено в первую очередь особенностями её объекта и предмета, а также условиями, в которых находятся осужденные.
Исправительно-трудовую педагогику еще принято называть пенитенциарной педагогикой. Понятие «пенитенциарная» произошло от латинского и означает «исправлять, править». До 1990 года, исправительно-трудовая педагогика называлась так, потому что была тесно связана с исправительно-трудовой отраслью права. В 90- хода произошло изменение в названии данной отрасли права в уголовно-исполнительное, произошло расширение международных связей педагогики, и она получила общепризнанное название «пенитенциарная».
Содержание исправительно-трудовой педагогики включает в себя теоретические и практические навыки перевоспитания лиц, которые находятся в заключении за совершение разнообразных преступлений. Кроме того, она находится в тесной взаимосвязи с юриспруденцией и правоведением.
Основная цель исправительно-трудовой педагогики – организация эффективного воспитательного процесса, направленного на перевоспитание заключенных, формирование у них устойчивой жизненной позиции, культурных и нравственных норм поведения.
Исправительно-трудовая педагогика, как самостоятельная научная область использует все основные понятия общей педагогики, а также включает в себя ряд специфических. Основными специфическими понятиями исправительно-трудовой педагогики являются понятия перевоспитания и исправления.
Исправление – это достаточно противоречивый процесс «ломки» неверных стереотипов у осужденных, осознание ими необходимости целенаправленного становления личности законопослушного человека.
Перевоспитание – это двусторонний процесс, который включает в себя педагогическую работу реализуемую воспитателями и администрацией исправительного учреждения, и непосредственная деятельность самого осужденного, направленная на усвоение, оказываемого на него педагогического воздействия.
Исправление является целью и конечным результатов перевоспитания, проявляется оно в стойком формировании таких навыков как самовоспитание и саморазвитие.
Объект и предмет исправительно-трудовой педагогики
Объект исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – воспитательная система исправительного учреждения.
В настоящее время к исправительным учреждениям относятся не только колонии и тюрьмы, но и различные лечебные исправительные учреждения. Соответственно объект исправительно-трудовой педагогики достаточно широк, в чем и проявляется его особенности.
В зависимости от вида исправительного учреждения, вокруг заключенного создаются определенные условия (правила, режим и т.д.), что требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
Так же необходимо отметить, что каждое исправительное учреждение «дает» лицам, находящимся в определенный правовой статус, от которого зависят их права и обязанности.
Например, в следственных изоляторах (СИЗО) подследственные не являются осужденными, так как они находятся в данном учреждении до вынесения приговора, соответственно воспитательное воздействие на них минимально, и они не могут являться объектом рассмотрения пенитенциарной педагогики, так как относятся к юрисдикции судебных и следственных органов.
Предмет исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – педагогические особенности и закономерности функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы.
Уголовно-исполнительная система подразумевает обязательное лишение свободы лица, совершившего преступление. Особенность ее воспитательной деятельности состоит в том, что она по факту получает «брак» иных воспитательных систем. Соответственно система воспитания в уголовно-исправительном учреждении предполагает собой «перевоспитание».
Основная задача, стоящая перед исправительно-трудовой педагогикой заключается в разрушении сложившихся стереотипов и привычек, формирование у осужденных общепринятой и одобряемой модели поведения.
Основные категории исправительно-трудовой педагогики
При организации педагогического процесса в уголовно-исправительном учреждении, его сотрудники гораздо чаще сталкиваются с таким явлением как девиантное поведение. Именно у осужденных противоречия в личностном развитии проявляются максимально ярко. Большинство осужденных проявляют такие черты личности как жестокость, эгоцентризм и т.д. В связи с чем, в практике исправительно-трудовой педагогики возникает потребность в выработке индивидуальных методов и средств с осужденными, с целью их исправления и перевоспитания.
Необходимо отметить, что используемые методы и средства так же имеют некоторые отличительные особенности. Наряду с общепризнанными и традиционными методами, средствами, приемами и формами коррекционно-педагогической работы, используются и карательно-воспитательные методы воздействия на осужденных.
Карательно-воспитательное воздействие – это мера воздействия, которая предусматривает определенные наказания для осужденного, с целью воспитательного воздействия на него.
Например, при нарушении режима или общего порядка, осужденного помещают в штрафной изолятор на определенное время. Пребывание в штрафном изоляторе – это кара, проводимые с ним воспитательные беседы, при нахождении в изоляторе – это воспитание.
Воспитательный процесс в рамках исправительно-трудовой педагогики, при отбывании осужденным уголовного наказания принято обозначать единым термином «перевоспитание».
Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организации своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воздействий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправление.