Организация творческо-поисковой деятельности обучающихся на уроках права
Творческо-поисковая деятельность – это важнейший компонент учебной деятельности учащихся, так как она не только определяет умение учиться, но и оказывает непосредственное воздействие на формирование умений и навыков, которых не хватает, чтобы решить стоящие перед ними задачи и позволяет получить недостающий объем знаний и умений.
Творческо-поисковая деятельность обладает существенными преимуществами перед остальными видами поведения человека в ситуации дефицита знаний и умений. Формирование творческо-поисковой деятельности должно рассматриваться с точки зрения саморазвития деятельности учеников.
Использование системы заданий, которые ориентируются на определенный уровень познавательной деятельности учеников на уроках права, дают учителю возможность не только определить познавательные возможности учеников, но и продуктивно работать со всем классом.
Уровни познавательной деятельности:
- 1 уровень – воспроизводящий – выписка основных понятий, выводов, ответы на вопросы, которые требуют уточнений и пересказа текста, заполнение таблиц и схем по образцу в процессе коллективного разбора документов, ориентированных на понимание текста, составление простого плана;
- 2 уровень – преобразующий – вопросы и задания включают рассказ ученика по тому или иному документу, сопровождается анализом текста, выделение основной идеи в нем, вывода, синтез положений источника и других теоретических материалов, подготовка реферата и пр.;
- 3 уровень – творческо-поисковый – ученики решают познавательные задания, которые должны быть осмыслены и требуют сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов.
На уроках права задания должны быть направлены на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учеников умения анализировать и сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственную оценку и суждения по рассматриваемой проблеме. Это учит детей вырабатывать собственное отношение к любой рассматриваемой проблеме. Учебный процесс начинает нести исследовательский характер, а учитель берет на себя функцию организатора и координатора самостоятельной работы учеников.
Познавательная деятельности учащихся, как необходимое условие творческо-поискового обучения
Выбирая тот или иной метод обучения необходимо стремиться к получению продуктивного результата. При этом ученик должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и научиться ими пользоваться, применять в практической деятельности, развивать, так как степень продуктивности обучения в значительной степени зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности ученика.
Выделяют несколько приемов активизации познавательной деятельности:
- проблемное обучение, основа которого – создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учеников к проблеме. Проблемная ситуация состоит из эмоциональной, поисковой и волевой сторон. Ее задача – направлять деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечивать мотивационную сторону деятельности, вызывать интерес к ней;
- алгоритмизированное обучение – деятельность людей рассматривается в качестве определенной последовательности его действий и операций, то есть ее можно представить как некоторый алгоритм с начальными и конечными действиями;
- контроль знаний, основанный на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживание промежуточного результата. Компьютер может помочь учителю наблюдать за динамикой процесса овладения каждым учеником определенной темы;
- соревновательный подход заменен на кооперирование и сотрудничество. Таким обучением существенно повышается позитивный настрой учеников, их мотивация;
- обучение в творческой деятельности – развитие идет через творчество, а обучение через открытие. Дети вовлекаются в творческую деятельность в процессе обучения – дискуссии, самостоятельное создание продуктов труда, воображение, письменная и устная речь и пр.;
- поворот к нетрадиционным формам и методам урока – уроки-аукционы, сочинения, деловые игры, пресс-конференции, диспуты и пр.
Способы организации творческо-поисковой деятельности учащихся
Главное преимущество творческо-поисковой деятельности на уроках права – возможность не заучивать учебный материал, а начать понимать его. В первую очередь, широко применяется метол проектов, обучение в сотрудничестве, исследовательские и проблемные методы. Все они способствуют раскрытию внутренних резервов каждого учащегося и одновременно способствуют формированию социальных качеств личности. Пример работы такого рода – создание учениками компьютерных презентацией.
Схемы могут использоваться и на уроках, и в самостоятельной домашней работе, когда ученики могут пользоваться разными источниками информации. Использование схем и знаковых моделей, алгоритмов – помогает формировать у учеников навыки анализа, синтеза, структурирование информации. Схемы выступают в качестве наглядного пособия для повторения и подготовки к зачетам и экзаменам.
Дидактические игры – превращают в положительно эмоционально окрашенную монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению исторической информации, а эмоциональностью игровых действий активизируются все психические процессы и функции ребенка. Еще одна положительная сторона дидактической игр - помощь в использовании знаний в новой ситуации, то есть усвоение учениками материала проходит через некоторую практику, внося в учебный процесс разнообразие и интерес.
Метод проектов, основа которого развитие познавательных и творческих навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и умения и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления с ориентировкой на самостоятельную деятельность учеников на определенный отрезок времени.
Работа с текстом предполагает формирование навыков самостоятельного анализа предложенного текста. Чем сложнее приемы работы с текстом, тем больше количество приемов умственной деятельности за ними скрывается. За простыми приемами учебной работы стоит наименьший объем приемов умственной деятельности.