Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Представители феноменологической модели образования

Основные педагогические модели обучения

Определение 1

Модель образования – это мыслительное обобщение процесса обучения, отражающее его динамическое единство функций, структуру, способы организации, формы, технологии и результаты, в соответствии с поставленными образовательными целями.

До недавнего времени практически все учебные заведения использовали единую модель образования, которая была разработана и утверждена на государственном уровне. Данная модель считалась традиционной и общепринятой, отступление от нее воспринималось как нарушение.

Со временем подход к системе образования изменился, стали внедрятся разнообразные инновационные методы и средства обучения, соответственно велись и работы над совершенствованием и изменением модели образования. Наиболее активно стадии развиваться модели обучения, основанные на теоретических аспектах бихевиористов и конструктивистов.

Позднее стали использоваться и другие модели образования, которые с течением времени становились все более популярными и востребованными, например, модели образования, основанные на трудах когнитивизма, социализма и романтизма.

Определение 2

Педагогические модели образования – это разнообразные подходы к процессу обучения, которые могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

В зависимости от того, какая модель образования используется педагогом, он выполняет ряд определенных действий и сосредотачивает свое внимание на конкретных частях воспитательно-образовательного процесса.

Так как в настоящее время существует достаточно количество разнообразных моделей образования, а каждый учащихся уникален и индивидуален, то педагог должен быть вооружен разнообразными педагогическими моделями, для того чтобы иметь возможность адаптироваться к любым педагогическим ситуациям и уметь эффективно их разрешать.

«Представители феноменологической модели образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вне зависимости от вида педагогической модели, любая из них обязательно сосредоточена на трех основных элементах:

  1. Что предназначено для обучения
  2. Как необходимо обучать
  3. Как будет оцениваться полученный результат обучения
Замечание 1

Таким образом, в настоящее время разработано большое количество моделей образования, каждая из которых направлена на достижение высоких результатов обучения и организацию эффективных условий по передаче знаний учащимся.

Характеристика феноменологической модели образования и ее представители

Определение 3

Феноменологическая модель образования – это модель образования, предполагающая индивидуальный характер обучения, основанный на учете особенностей психологического и физического развития учащегося, бережном и уважительном отношении к его потребностям и интересам

Наиболее яркими представителями феноменологической модели образования являются А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджсерс. Именно они впервые выразили мнение о том, что школа – это не «образовательный конвейер», а процесс образования необходимо ориентировать на гуманистическое направление.

Феноменологическая модель образования, предусматривает полный и адекватно соответствующий человеческой природе образовательный процесс, позволяющий обнаружить в каждом ребенке то, что заложено было природой и направить все силы его развитие. То есть образование не должно «штамповать» шаблонных людей, по заранее продуманному и составленному образцу, а развивать каждого ребенка индивидуально, в соответствии с его возможностями и потребностями.

Представители феноменологической модели образования ориентируют на создание эффективных условий по самопознанию детей, поддержки уникального развития каждого учащегося. Для этого необходимо давать им как можно больше свободы выбора условий собственного природного потенциала.

Карл Роджерс, считал, что общество должно бережно относиться к каждому своему члену, а в случае, если сообщество учащихся, то оно должно быть не большим, чтобы все знали друг друга. Организованный на основании этих воззрений образовательный процесс имеет некоторые особенности:

  • все учащиеся знают и уважают друг друга;
  • уважительное отношение к взглядам, мыслям, идеям других участников образовательного процесса;
  • оказание взаимоподдержки и взаимопощи.

В том случае, если в процессе обучения допускаются ошибки, то к ним относятся с пониманием. Это связано с тем, что ошибка – это не пятно на репутации, ошибка – это чей-то практический или жизненный опыт, который необходим каждому. К тому же чужая ошибка показывает другим как не нужно поступать. То есть ошибка учит не только того, кто ее совершает, но и окружающих.

В рамках феноменологической модели образования ее представителями большое значение уделялось организации активного учебного сообщества, которое способно развивать внутреннюю и внешнюю энергию учащегося.

Основными источниками и способами получения фактов, представители феноменологической модели образования, считают своевременное получение знаний. То есть, информация, которую педагог готов дать учащимся, должна быть необходимой учащемуся именно в данный момент. Чтобы достичь этого и точно угадать нужный момент, процесс обучения строится на стимулах, интересных и познавательных исследовательских работах и проектах и т.д. Роль педагога состоит в том, что он выполняет функцию руководителя ресурсами, а учащиеся помогают ему создавать необходимо динамическое учебное окружение.

Педагог по мнению К. Роджерса, не должен ориентироваться на абстрактные теории в обучении, а делать ставку на осознание рефлексии, воспитание и образование детей. Такое феноменологическое отношение преодолевает ситуацию отчуждения от мира и поддерживает тонкий баланс между рефлексией и пониманием смысла в повседневной жизни.

Замечание 2

Таким образом, благодаря специфическим принципам и методам феноменологической модели Карла Роджерса, педагог получает возможность наиболее гуманно выстроить свое отношение к ценностям воспитания учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot