Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Правомерность гуманистической интерпретации процесса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Правомерность гуманистической интерпретации процесса
Правомерность гуманистической интерпретации процесса

Понятие гуманистического подхода

Определение 1

Гуманизм – это система построения общности людей, в которой высшая ценность – это человеческая жизнь, а все материальные и духовные ресурсы направляются на то, чтобы эта жизнь стала максимально комфортной и безопасной.

Определение 2

Гуманистический подход – это принцип веры в человека, в первую очередь, в его позитивные намерения.

Помимо гуманистического, есть и иные подходы к пониманию сущности воспитания и целостного процесса социализации личности.

Гуманистический подход формируется в рамках того направления в теории личности, которое называют гуманистической психологией. На развитие этого направления оказали влияние взгляды Эриха Фромма, Гордона Олпорта, Карла Роджерса, Джорджа Келли, Жана-Поля Сартра, Виктора Франкла и Ролло Мей. Но в наиболее развернутом виде она была представлена в работах Абрахама Маслоу.

Готовые работы на аналогичную тему

Представителям гуманистической психологии и другим сторонникам гуманистического подхода свойственно позитивное отношение к индивиду, вера в его силу и позитивность потенциала личности. На первый план они выдвигали идею свободного личностного развития, ее полной самоактуализации, которая выражается, например, осуществлением индивидуального личностного смысла, а также формирование помогающих отношений, чтобы достичь этих целей.

Еще один важный принцип гуманистического подхода – признание приоритета творческой стороны личности. Маслоу рассматривал творчество в качестве неотъемлемого свойства человеческой природы, как черту, которая потенциально присутствует у любого человека с самого рождения.

Роджерс с его феноменологической концепцией личности, лежащей в основе гуманистического подхода в персонологии, выдвинул предположение о том, что важнейшим мотивом человеческой жизни является тенденция актуализации – то есть тенденция, направленная на максимальное выявление лучших качеств человеческой личности, заложенных в нее природой. Наиболее необходимый аспект этой тенденции – стремление человека самоактуализироваться, под которым Роджерс понимал реализацию человеком своего потенциала, чтобы стать полноценно функционирующей личностью.

Под полноценно функционирующей личностью он понимал людей, использующих свои таланты и способности, реализующих свой потенциал и двигающихся к полному осознанию себя и сферы собственных переживаний.

Эта идея дополняется концепцией самотрансденции. В этом случае предполагается необходимость выхода человека за пределы собственного Я, его направленность на окружающих людей и в целом на какие-то окружающие социальные явления, кроме него самого.

Изложенная гуманистическая концепция целостного личностного развития, модель здорового, полноценного, самоактуализирующегося человека, разработанная А. Маслоу, а также дополняющие ее идеи сторонников гуманистической психологии определяли гуманистическое понимание воспитательных целей.

Принципы гуманистической педагогики

Важная роль в реализации гуманистического подхода в воспитательной деятельности принадлежит соблюдению принципов гуманистической педагогики, определяющих отношение педагога к ученику, которые можно перенести на все межличностные отношения.

Такими принципами являются:

  • повышенное внимание к ученику, уважение к его личности в качестве высшей социальной ценности;
  • личность ученика является приоритетным субъектом, целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то одной отвлеченной цели;
  • гуманистический подход предполагает поддержку и развитие человека в человеке, закладку механизмов самореализации, саморазвития и взаимопонимания, создание благоприятных условий для развития способностей и возможностей человека;
  • формирование мотивации к целостному развитию человеческой личности;
  • образование должно быть не простым овладением знаниями, умениями и навыками, но целостной подготовкой к жизни, то есть должно являться становлением человека, помогать ему обретать неповторимую индивидуальность, духовность и творческое начало;
  • создание условий, для развития способностей человека, которые и делают из него личность, - осознанный нравственный выбор, рефлексивные поведенческие механизмы, определение и реализация собственного я, автономия и свобода своей личности, готовность принимать ответственные решения;
  • гуманитарная функция образования, смысл которой – сохранить и восстановить экологию человека, то есть его телесное и духовное здоровье, смысл жизни, личную свободу и нравственность;
  • наличие в содержании образования аксиологического компонента, когнитивного, деятельностно-творческого и личностного;
  • личностная активность индивида, возникающая только при реализации нескольких условий: если содержание образования будет введено в учебную ситуацию в форме задачи, имеющей смысловую значимость; если содержание и процесс его усвоения пребывают в форме диалога между субъектами культур; если учебная деятельность реализуется в качестве саморазвивающейся;
  • индивидуализация на основании получения и учета информации, касающейся состояния здоровья, уровня физической подготовки, индивидуальных психологических особенностей ученика.
Замечание 1

В современном мире существуют два противоположных подхода к рассмотрению отношений между людьми: традиционный подход и гуманистический, то есть личностно-ориентированный, личностно-развивающий и т.д.

Традиционный подход призван дать знания, умения и навыки и обеспечить адаптацию к общественным запросам; согласно ему ученики – своеобразное сырье, то есть объект формирующего воздействия. Педагогические задачи решаются без учета личностных особенностей и потребностей учащихся. Педагог будет уверен, что ученик будет оказывать сопротивление, а, значит, требуется принуждение его к учению строгими, императивами, то есть требованиями.

Гуманистический подход принципиально иной. Важнейшим его компонентом является личностный подход в воспитании. То есть личность ученика является главной целью социализации и воспитания, в виде самостоятельной ценности, а не средства достижения какой-либо цели. Данный подход учитывает не только возрастные нормы развития, свойства характера и темперамента, а также основные качества личности человека, то есть направленность, ценностные ориентации, доминирующие мотивы и пр.