Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предпрофессиональная подготовка в дополнительном образовании

Организация предпрофессиональной подготовки и ее целевое назначение

Определение 1

Дополнительное образование – это система, включающая комплекс образовательных программ, ориентированных на получение дополнительных знаний и навыков, не предусмотренных программами общего образования и государственными стандартами.

Система дополнительного образования может функционировать в виде отдельных учреждений, а может входить в любое образовательное заведение, в качестве его отдельной, дополнительной составляющей. При школах, институтах могут быть открыты кружки, клубы по интересам, центры, в которых проводятся занятия по самым разнообразным направлениям. Дополнительное образование ориентировано на развитие многих свойств и навыков деятельности, особенно это касается ее творческих направлений.

Учреждения дополнительного образования ориентируются на оказание учащимся помощи в социальной адаптации и профессиональной ориентации. Для этого разрабатываются отдельные программы дополнительной предпрофессиональной подготовки. Они включают программы в сфере физической культуры и спорта, искусства и культуры.

Предпрофессиональная подготовка характеризуется разносторонней ориентацией, которая связана с социальным развитием и социальной адаптацией подрастающего поколения. При этом, она отличается по целевому назначению, задачам, содержанию, технологиям организации, итогам прохождения.

Целевым назначением предпрофессиональной подготовки является:

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду, в любых его проявлениях и направлениях;
  • формирование осознанного стремления заниматься трудовой деятельностью, развиваться и постоянно совершенствовать свои навыки и способности;
  • развитие качества, которые будут необходимы для реализации себя в определенной профессиональной сфере;
  • стремится к развитию профессионализма и профессиональной компетентности;
  • формирование профессиональной мобильности и динамичности;
  • постоянное обновление знаний и навыков, отвечающих тенденциям социально-экономического развития общества;
  • воспитание самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • воспитание творческой активности и развитие креативного мышления;
  • приобщение к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
«Предпрофессиональная подготовка в дополнительном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание программ предпрофессиональной подготовки фиксируется той организацией, которая осуществляет деятельность в сфере дополнительного образования. Оно может включать в себя допрофессиональное обучение и развитие, а также начальную подготовку в профессиональной области деятельности.

Предпрофессиональная подготовка основывается на составлении образовательных программ, которые имеют свои особенности реализации:

  • Во-первых, это нормативное регулирование таких программ предполагает наличие минимума содержания, упрощенной структуры и условий для их практического осуществления. Такие программы не отличаются сложностью и трудоемкостью их реализации. они не могут иметь расширенный объем, поскольку содержание отвечает целевому назначению программы, а предпрофессиональная подготовка имеет узкую направленность.
  • Во-вторых, учреждения предпрофессиональной подготовки устанавливают особый порядок набора учащихся, который может отличаться от порядка, установленного на государственном уровне при приеме в учебные заведения.
  • В-третьих, аттестация учащихся проводится по правилам и методам, установленным учреждением дополнительного образования. Они могут иметь свою специфику.

Естественно, что государство не оставляет учреждениям дополнительного образования полной свободы в составлении программ. Оно устанавливает определенное регулирование в этой сфере, проявляющееся установлением обязательных условий, которые должны быть соблюдены при разработке программ. Они включают наличие определенного минимума в части их содержания, следование определенной структуре и соблюдении некоторых обязательных условий их практической реализации, а также временных рамок. Данные условия имеют свою специфику, в зависимости от направлений деятельности учреждения дополнительного образования.

Основные направления предпрофессиональной подготовки

Деятельность по предпрофессиональной подготовке в заведениях дополнительного образования реализуется по следующим направлениям:

  1. Профессиональное информирование. Оно основывается на знакомстве учащихся с перечнем, имеющихся профессий и специализаций деятельности. Им озвучивается содержание, целевое назначение профдеятельности, разнообразие трудовых условий, перспектив развития данной области, методы и способы освоения профессии и порядок последующего трудоустройства, построения карьеры.
  2. Профессиональная активизация. Данное направление нацелено на привлечение детей к разнообразным видам и направлениям деятельности, которые способствуют активизации их внутреннего потенциала, помогают расширять спектр знаний и навыков, активизирует познавательную заинтересованность, проявление интересов, склонностей, помогает раскрыть таланты и сделать осознанный и тщательно обдуманный выбор профессиональной сферы деятельности.
  3. Проведение профессиональных проб. Учащиеся знакомятся с профессиями, их спецификой и проверяют свои возможности освоения какого-то направления, в котором они развивают определенные навыки и умения допрофессионального характера. Педагоги оказывают сопровождение в пробной деятельности, указывают на ошибки и помогают с профессиональным определением учащихся.
  4. Профессиональное самоопределение. Осуществляется непосредственный выбор профессии, осуществляющийся на основе знаний и навыков, имеющихся у учащегося, его склонностей и творческого потенциала.

Методы реализации предпрофессиональной подготовки

Все методы подготовки в системе дополнительного образования подразделяются, исходя из возрастной специфики развития учащихся. Таким образом выделяют:

  1. Методы подготовки детей младшем возрасте - они предполагают работу с дошкольниками. Данная группа включает в себя игровую деятельность, постепенное приобщение к трудовой деятельности и проявлению трудовой активности, чтобы развить положительный опыт в этом направлении и стимулировать потребность в труде.
  2. Методы для учащихся младшего школьного возраста – активное развитие трудовых навыков и способностей. Учащиеся проводят основное время за трудовыми занятиями: творчество, техническая работа, художественное ремесло, прикладное искусство.
  3. Методы для средних школьников – освоенные трудовые операции постепенно разделяются, исходя из интересов, желаний, стремлений и потребностей школьников.
  4. Методы для старших школьников – самостоятельное определение направления трудовой деятельности учащимися. Избранные дисциплины изучаются в более расширенном и углубленном формате, обеспечивая, тем самым, допрофессиональную подготовку.
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot