Организация предпрофессиональной подготовки и ее целевое назначение
Дополнительное образование – это система, включающая комплекс образовательных программ, ориентированных на получение дополнительных знаний и навыков, не предусмотренных программами общего образования и государственными стандартами.
Система дополнительного образования может функционировать в виде отдельных учреждений, а может входить в любое образовательное заведение, в качестве его отдельной, дополнительной составляющей. При школах, институтах могут быть открыты кружки, клубы по интересам, центры, в которых проводятся занятия по самым разнообразным направлениям. Дополнительное образование ориентировано на развитие многих свойств и навыков деятельности, особенно это касается ее творческих направлений.
Учреждения дополнительного образования ориентируются на оказание учащимся помощи в социальной адаптации и профессиональной ориентации. Для этого разрабатываются отдельные программы дополнительной предпрофессиональной подготовки. Они включают программы в сфере физической культуры и спорта, искусства и культуры.
Предпрофессиональная подготовка характеризуется разносторонней ориентацией, которая связана с социальным развитием и социальной адаптацией подрастающего поколения. При этом, она отличается по целевому назначению, задачам, содержанию, технологиям организации, итогам прохождения.
Целевым назначением предпрофессиональной подготовки является:
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду, в любых его проявлениях и направлениях;
- формирование осознанного стремления заниматься трудовой деятельностью, развиваться и постоянно совершенствовать свои навыки и способности;
- развитие качества, которые будут необходимы для реализации себя в определенной профессиональной сфере;
- стремится к развитию профессионализма и профессиональной компетентности;
- формирование профессиональной мобильности и динамичности;
- постоянное обновление знаний и навыков, отвечающих тенденциям социально-экономического развития общества;
- воспитание самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
- воспитание творческой активности и развитие креативного мышления;
- приобщение к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Содержание программ предпрофессиональной подготовки фиксируется той организацией, которая осуществляет деятельность в сфере дополнительного образования. Оно может включать в себя допрофессиональное обучение и развитие, а также начальную подготовку в профессиональной области деятельности.
Предпрофессиональная подготовка основывается на составлении образовательных программ, которые имеют свои особенности реализации:
- Во-первых, это нормативное регулирование таких программ предполагает наличие минимума содержания, упрощенной структуры и условий для их практического осуществления. Такие программы не отличаются сложностью и трудоемкостью их реализации. они не могут иметь расширенный объем, поскольку содержание отвечает целевому назначению программы, а предпрофессиональная подготовка имеет узкую направленность.
- Во-вторых, учреждения предпрофессиональной подготовки устанавливают особый порядок набора учащихся, который может отличаться от порядка, установленного на государственном уровне при приеме в учебные заведения.
- В-третьих, аттестация учащихся проводится по правилам и методам, установленным учреждением дополнительного образования. Они могут иметь свою специфику.
Естественно, что государство не оставляет учреждениям дополнительного образования полной свободы в составлении программ. Оно устанавливает определенное регулирование в этой сфере, проявляющееся установлением обязательных условий, которые должны быть соблюдены при разработке программ. Они включают наличие определенного минимума в части их содержания, следование определенной структуре и соблюдении некоторых обязательных условий их практической реализации, а также временных рамок. Данные условия имеют свою специфику, в зависимости от направлений деятельности учреждения дополнительного образования.
Основные направления предпрофессиональной подготовки
Деятельность по предпрофессиональной подготовке в заведениях дополнительного образования реализуется по следующим направлениям:
- Профессиональное информирование. Оно основывается на знакомстве учащихся с перечнем, имеющихся профессий и специализаций деятельности. Им озвучивается содержание, целевое назначение профдеятельности, разнообразие трудовых условий, перспектив развития данной области, методы и способы освоения профессии и порядок последующего трудоустройства, построения карьеры.
- Профессиональная активизация. Данное направление нацелено на привлечение детей к разнообразным видам и направлениям деятельности, которые способствуют активизации их внутреннего потенциала, помогают расширять спектр знаний и навыков, активизирует познавательную заинтересованность, проявление интересов, склонностей, помогает раскрыть таланты и сделать осознанный и тщательно обдуманный выбор профессиональной сферы деятельности.
- Проведение профессиональных проб. Учащиеся знакомятся с профессиями, их спецификой и проверяют свои возможности освоения какого-то направления, в котором они развивают определенные навыки и умения допрофессионального характера. Педагоги оказывают сопровождение в пробной деятельности, указывают на ошибки и помогают с профессиональным определением учащихся.
- Профессиональное самоопределение. Осуществляется непосредственный выбор профессии, осуществляющийся на основе знаний и навыков, имеющихся у учащегося, его склонностей и творческого потенциала.
Методы реализации предпрофессиональной подготовки
Все методы подготовки в системе дополнительного образования подразделяются, исходя из возрастной специфики развития учащихся. Таким образом выделяют:
- Методы подготовки детей младшем возрасте - они предполагают работу с дошкольниками. Данная группа включает в себя игровую деятельность, постепенное приобщение к трудовой деятельности и проявлению трудовой активности, чтобы развить положительный опыт в этом направлении и стимулировать потребность в труде.
- Методы для учащихся младшего школьного возраста – активное развитие трудовых навыков и способностей. Учащиеся проводят основное время за трудовыми занятиями: творчество, техническая работа, художественное ремесло, прикладное искусство.
- Методы для средних школьников – освоенные трудовые операции постепенно разделяются, исходя из интересов, желаний, стремлений и потребностей школьников.
- Методы для старших школьников – самостоятельное определение направления трудовой деятельности учащимися. Избранные дисциплины изучаются в более расширенном и углубленном формате, обеспечивая, тем самым, допрофессиональную подготовку.