Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практические аспекты воспитания и обучения одарённых детей

Определение 1

Одарённость - это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достичь особых успехов в конкретной деятельности.

Выявление одарённых детей в рамках образовательной школы осуществляется посредством наблюдения и осуществления анализа продуктов образовательной деятельности ребенка. После того как будет установлено, что ребенок одарен, то задачей педагога является создание необходимых условий по развитию его творческого потенциала. С этой целью применяются дополнительно специальные методы обучения и воспитания одаренных детей.

Ускорение обучения

У одаренных детей отмечается несколько ускоренный темп усвоения учебной информации. Школьная программа не способна удовлетворить потребности одаренного ребенка в получении знаний. Именно поэтому педагогом организуется дополнительная работа с детьми, предусматривающая ускорение обучения.

Основные предпосылки для ускорения обучения:

  • быстрота усвоения детьми учебной информации, преподносимой педагогом в рамках образовательной программы;
  • несоответствие скорости подачи новой учебной информации и потребности ребенка в ее получении;
  • ребенок, который показывал высокие результаты в обучении, постепенно начинает «приспосабливаться» под условия и старается быть похожим на сверстников, что отрицательно может сказаться на дальнейшем развитии ребенка;
  • возможны проявления негативного или отрицательного поведения ребенка, цель такого поведения привлечь к себе внимание и показать, что его интеллектуальные потребности не удовлетворяются.

Все указанные причины должны насторожить педагога и направить его деятельность на установление одаренности ребенка и удовлетворении его потребностей в обучении.

Ускорение обучения требует от педагога соблюдения ряда условий:

  • ребенок должен быть заинтересован в ускорении;
  • необходимый уровень зрелости и готовности ребенка к ускорению обучения;
  • согласие родителей (опекунов) ребенка на осуществление ускорения обучения.
«Практические аспекты воспитания и обучения одарённых детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Выделяют следующие формы ускорения обучения:

  • раннее поступление в коллектив;
  • занятия в старшей группе (классе);
  • радикальное ускорение.

Обогащение обучения

Обогащение обучения является прогрессивной альтернативой ускорению обучения одаренных детей. Обогащение в отличие от ускорения основано на том, что ребенок получает образование со сверстниками, но значительно обогащаются и расширяются получаемые им знания за счет дополнительных заданий, усложнения заданий и т.д.

По содержанию обогащение обучения подразделяется на два вида:

  1. Горизонтальное – направление на расширение и углубление изучаемой ребенком области.
  2. Вертикальное – частично схоже с ускорением обучения, так как подразумевает быстрое продвижение к высшим познавательным уровням.

Таким образом, обогащение обучения подразумевает, что одаренный ребенок не продвигается в обучении быстрее своих сверстников, а получает более глубокие знания за счет дополнительного учебного материала (заданий, задач и т.п., направленных на развитие креативности, мышления и т.д.).

Основные направления обогащения обучения:

  • расширение кругозора одаренного ребенка об окружающем его мире;
  • углубление имеющихся знаний по изучаемым предметам и дисциплинам;
  • развитие инструментария по получению знаний.

Важное значение, для внедрения обогащения обучения, является не только желание самого ребенка, но и его ориентация на самостоятельное получение и расширение знаний. Одаренный ребенок учится самостоятельно получать знания, пользоваться ими в повседневной жизни и т.д. Это его отличает от учащихся с нормальным течением интеллектуального развития.

При сопоставлении стратегий обогащения и ускорения обучения одаренных детей, необходимо отметить, что они могут переходить друг в друга. Переход стратегий обуславливается поставленными целями обучения, а также теми задачами, которые необходимо решить для достижения данных целей. При выборе стратегии обучения педагог должен в первую очередь осознать все недостатки и достоинства каждой из форм, применительно к конкретному ребенку.

Методы воспитания одаренных детей

Особенность организации процесса воспитания одаренных детей заключается в том, что начиная с дошкольного возраста, у детей формируются потребности в конкретных видах деятельности, которые сохраняются на всю жизнь. Именно поэтому важно сформировать у них потребность в получении новых знаний, расширении своего кругозора и т.д.

Для того, чтобы организовать действительно эффективный процесс воспитания одаренных детей, необходимо:

  • помочь каждому ребенку «найти себя»;
  • способствовать признанию самоценности собственной личности;
  • направлять ребенка на развитие задатков и творческих способностей;
  • формировать собственную жизненную позицию ребенка.

Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослого, им в тягость его внимание и руководство. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Особенность одаренных детей в том, что они критичны не только по отношению к себе, но и к окружающим людям. Именно поэтому педагог, который работает с одаренными детьми, должен быть терпимее, понимать, что возможна критика не только ребенка самим собой, но и критика в адрес его педагогической деятельности и подходу.

Для одаренных детей нет стандартных требований, им трудно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила противоречат их интересам и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение о том, что так принято, не является аргументом. Для него важно знать и понимать, кем принимается это правило, когда, почему и зачем.

Одаренные дети довольно требовательны к себе, часто ставят цели, которые на данный момент не достижимы, что приводит к эмоциональному стрессу и дестабилизации поведения. Такие дети часто с недостаточной терпимостью относятся к детям, которые стоят ниже их с точки зрения развития способностей. Эти и другие особенности таких детей влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобрения».

Все это требует особенной подготовки от педагога, который занимается воспитанием и обучением одаренных детей.

Дата последнего обновления статьи: 22.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot