Одарённость - это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достичь особых успехов в конкретной деятельности.
Выявление одарённых детей в рамках образовательной школы осуществляется посредством наблюдения и осуществления анализа продуктов образовательной деятельности ребенка. После того как будет установлено, что ребенок одарен, то задачей педагога является создание необходимых условий по развитию его творческого потенциала. С этой целью применяются дополнительно специальные методы обучения и воспитания одаренных детей.
Ускорение обучения
У одаренных детей отмечается несколько ускоренный темп усвоения учебной информации. Школьная программа не способна удовлетворить потребности одаренного ребенка в получении знаний. Именно поэтому педагогом организуется дополнительная работа с детьми, предусматривающая ускорение обучения.
Основные предпосылки для ускорения обучения:
- быстрота усвоения детьми учебной информации, преподносимой педагогом в рамках образовательной программы;
- несоответствие скорости подачи новой учебной информации и потребности ребенка в ее получении;
- ребенок, который показывал высокие результаты в обучении, постепенно начинает «приспосабливаться» под условия и старается быть похожим на сверстников, что отрицательно может сказаться на дальнейшем развитии ребенка;
- возможны проявления негативного или отрицательного поведения ребенка, цель такого поведения привлечь к себе внимание и показать, что его интеллектуальные потребности не удовлетворяются.
Все указанные причины должны насторожить педагога и направить его деятельность на установление одаренности ребенка и удовлетворении его потребностей в обучении.
Ускорение обучения требует от педагога соблюдения ряда условий:
- ребенок должен быть заинтересован в ускорении;
- необходимый уровень зрелости и готовности ребенка к ускорению обучения;
- согласие родителей (опекунов) ребенка на осуществление ускорения обучения.
Выделяют следующие формы ускорения обучения:
- раннее поступление в коллектив;
- занятия в старшей группе (классе);
- радикальное ускорение.
Обогащение обучения
Обогащение обучения является прогрессивной альтернативой ускорению обучения одаренных детей. Обогащение в отличие от ускорения основано на том, что ребенок получает образование со сверстниками, но значительно обогащаются и расширяются получаемые им знания за счет дополнительных заданий, усложнения заданий и т.д.
По содержанию обогащение обучения подразделяется на два вида:
- Горизонтальное – направление на расширение и углубление изучаемой ребенком области.
- Вертикальное – частично схоже с ускорением обучения, так как подразумевает быстрое продвижение к высшим познавательным уровням.
Таким образом, обогащение обучения подразумевает, что одаренный ребенок не продвигается в обучении быстрее своих сверстников, а получает более глубокие знания за счет дополнительного учебного материала (заданий, задач и т.п., направленных на развитие креативности, мышления и т.д.).
Основные направления обогащения обучения:
- расширение кругозора одаренного ребенка об окружающем его мире;
- углубление имеющихся знаний по изучаемым предметам и дисциплинам;
- развитие инструментария по получению знаний.
Важное значение, для внедрения обогащения обучения, является не только желание самого ребенка, но и его ориентация на самостоятельное получение и расширение знаний. Одаренный ребенок учится самостоятельно получать знания, пользоваться ими в повседневной жизни и т.д. Это его отличает от учащихся с нормальным течением интеллектуального развития.
При сопоставлении стратегий обогащения и ускорения обучения одаренных детей, необходимо отметить, что они могут переходить друг в друга. Переход стратегий обуславливается поставленными целями обучения, а также теми задачами, которые необходимо решить для достижения данных целей. При выборе стратегии обучения педагог должен в первую очередь осознать все недостатки и достоинства каждой из форм, применительно к конкретному ребенку.
Методы воспитания одаренных детей
Особенность организации процесса воспитания одаренных детей заключается в том, что начиная с дошкольного возраста, у детей формируются потребности в конкретных видах деятельности, которые сохраняются на всю жизнь. Именно поэтому важно сформировать у них потребность в получении новых знаний, расширении своего кругозора и т.д.
Для того, чтобы организовать действительно эффективный процесс воспитания одаренных детей, необходимо:
- помочь каждому ребенку «найти себя»;
- способствовать признанию самоценности собственной личности;
- направлять ребенка на развитие задатков и творческих способностей;
- формировать собственную жизненную позицию ребенка.
Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослого, им в тягость его внимание и руководство. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Особенность одаренных детей в том, что они критичны не только по отношению к себе, но и к окружающим людям. Именно поэтому педагог, который работает с одаренными детьми, должен быть терпимее, понимать, что возможна критика не только ребенка самим собой, но и критика в адрес его педагогической деятельности и подходу.
Для одаренных детей нет стандартных требований, им трудно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила противоречат их интересам и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение о том, что так принято, не является аргументом. Для него важно знать и понимать, кем принимается это правило, когда, почему и зачем.
Одаренные дети довольно требовательны к себе, часто ставят цели, которые на данный момент не достижимы, что приводит к эмоциональному стрессу и дестабилизации поведения. Такие дети часто с недостаточной терпимостью относятся к детям, которые стоят ниже их с точки зрения развития способностей. Эти и другие особенности таких детей влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобрения».
Все это требует особенной подготовки от педагога, который занимается воспитанием и обучением одаренных детей.