Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совершенствование интонационных умений младших школьников

Сущность и функциональная роль интонационных умений

Определение 1

Интонационные умения – это навыки слухового восприятия акустических характеристик интонации, различения эмоционального компонента, заложенного в интонации говорящего, смысла и логики высказывания и чувств, которые в нем передаются.

Интонационные умения требуют развития с раннего возраста и формируются параллельно развитию речи ребенка дошкольного возраста. Эти навыки важны и для социального становления ребенка, поскольку, если он умеет адекватно воспринимать интонацию говорящего, чувствует его настрой, то это позволяет правильно выстроить свое коммуникативное взаимодействие с той или иной личностью.

К основным интонационным умения относят:

  1. Интонационное различение эмоционального состояния говорящего. Ребенок должен уметь воспринимать радость или грусть в речи, чувствовать гнев, негативные эмоции, отличать удивление от презрения и т.д.
  2. Навык передачи интонационного смысла высказывания. Посредством интонации можно придать одной и той же фразе различный смысл.
  3. Верная расстановка логических ударений в речи. Чтобы речь была правильной, четкой и логичной, необходимо сформировать навыки постановки логического ударения. Для этого используется интонация.
  4. Умение делать паузы в голосе, в произношении, а также повышать голос для выделения чего-то важного и значимого, сущностного в высказывании.
  5. Контроль силы голоса. Голос, его тембр, громкость, сила должны соответствовать речевой ситуации.
  6. Умение соблюдать определенный темп речи, соответствующий содержанию высказывания, текста.
  7. В интонации должен быть заложен смысл того, что человек хочет сказать. Поэтому, необходимо развивать навыки интонационного сопровождения речи и ее смысловой стороны.
  8. Навыки подбора интонации для выражения своих чувств и эмоций.
  9. Умение дать вербальную характеристику интонации, отражающей определенный эмоциональный настрой.
  10. Навыки передачи эмоций, посредством письменных интонационных форм.
«Совершенствование интонационных умений младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интонация речи зависит от конкретной речевой ситуации. Интонационные умения требуют своевременного развития и постепенного совершенствования. Это обусловлено их значимостью в коммуникативном взаимодействии и комфортном существовании в социуме. Кроме того, интонационные умения выполняют ряд значимых функций, к числу которых относятся следующие функции:

  • Коммуникативная. Она отражает умение реализовывать коммуникативные высказывания: повествовательные т.е. рассказ о чем либо или побуждающие, выражающие требование к совершению чего-то. Именно интонация позволяет определить тип высказывания, ведь оно может быть построено на одинаковом лексико-грамматическом материале. Например: Саша дома – повествование и Саша дома? – вопрос.
  • Выделительная. Она отражает разделение речи, отдельного высказывания на отдельные части, которые имеют разную смысловую значимость, а также умение выделить, с помощью интонации что-то в высказывании: отдельный элемент, образ и т.д.
  • Эмоциональная. Она отражает наличие эмоционального настроя речи, эмоциональность того или иного высказывания. Именно интонация содержит в себе эмоцию говорящего и помогает отразить его состояние, желание, потребность, выразить то или иное чувство.

Упражнения по развитию интонационных умений младших школьников

Для развития и совершенствования интонационный умений учащихся начальной школы используется широкий спектр упражнений. Их можно подразделить на следующие группы:

  1. Упражнения, ориентированные на освоение различных компонентов интонации: темп, тембр, логическое ударение, ритм, уровень звука, повышение и понижение голоса, паузы. Для этого, как правило, применяются игровые формы занятий. Детям предлагается разыграть сценки из сказок, взяв на себя роли героев и выражая их чувства и эмоции. Также, используются упражнения на произношение звуков животных. Это позволяет отработать тембр речи, громкость, ритм. Также, дети выполняют задания по расстановке логических ударений: даются несколько предложений, где необходимо расставить ударения, с сохранением его смысла. Например, Вы приедете домой сегодня или завтра?
  2. Упражнения на развитие выразительности речи. Дети отрабатывают навыки выразительной речи, посредством чтения литературы, сказок, их отрывков. Здесь требуется верно расставить логические ударения, научиться делать паузы, менять тембр и ритм голоса, акцентировать интонационно эмоциональные состояния героев.
  3. Упражнения на расширение лексического запаса языка. В этом случае используются задания, позволяющие находить замену тем или иным словам, с сохранением смысла высказывания. Например, замена глагола «сказал», прилагательного «привлекательный» и т.д. Также, детям можно дать текст, после прочтения которого они должны ответить на вопросы о том, какие чувства и эмоции испытывают герои, чем им можно помочь в сложившейся ситуации и т.д.
  4. Упражнения, развивающие понимание связи между интонацией и пунктуацией в предложении. Детям даются задания по расстановке знаков препинания в предложениях и пауз.
  5. Упражнения на развития навыков соотношения интонации текста с его смыслом. Даются разнообразные предложения, которые требуется произнести с той или иной интонацией, чтобы отобразить конкретный смысл: выразить радость или раздражение, удивление и т.д. Например, «Я так хотел поехать на море в этом году, а еду в горы». Эту фразу можно произнести по-разному: с сожалением, с восторгом, со смирением.
  6. Упражнения на развитие интонационного восприятия эмоционального компонента речи. Педагог может произносить фразы, с определенным эмоциональным настроем, а учащиеся определить его эмоции и чувства.
  7. Упражнения на развития навыков выражения своих эмоций в речи. Дети учатся произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, чтобы выразить грусть, удивление, гнев и т.д. Например, «Ну вот, пришла снова наступила осень».

Можно использовать ряд игр и игровых упражнений для совершенствования интонационных навыков учащихся.

Упражнения по развитию интонационных умений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Упражнения по развитию интонационных умений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot