Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие языковой догадки у младших школьников

Языговая догадка и ее роль в обучении

В языковом обучении детей большую роль играет развитие языкового чутья, то есть умений и навыков предвосхищать содержание или функцию изучаемых языковых явлений с опорой на уже имеющиеся знания.

Определение 1

В основе развития языкового чутья лежит языковая догадка, которая представляет собой способность понять значение или функциональную роль языковой единицы с опорой на контекст, лексико-семантические или лексико-синтаксические связи и имеющийся речевой опыт.

В основе языковой догадки лежит умение экстраполировать имеющиеся знания и способы действия с языковыми единицами в новую речевую ситуацию, еще не знакомую ученику.

Языковая догадка выполняет в обучении следующие функции:

  1. Помогает развивать языковую интуицию, языковое чутье, основанные на понимании закономерностей функционирования языка и его единиц.
  2. Мотивирует учеников открывать связи и закономерности, лежащие в основе изучаемых языковых явлений.
  3. Способствует более успешному освоению учебного материала.
  4. Стимулирует развитие интеллектуальных способностей, умений и навыков анализа, сопоставления, обобщения, классификации явлений.
  5. Содействует более активному запоминанию изучаемых языковых явлений, их свойств функций.

Особенное значение развитие языковой догадки имеет при обучении младших школьников, поскольку знания детей начальной школы о языке носят пока еще фрагментарный, неполный характер, поэтому опора на языковое чутье является способом совершенствования речи в период недостаточной теоретико-практической подготовки.

Виды языковой догадки

Языковая догадка проявляется в следующих ситуациях и видах деятельности:

  1. В самостоятельной семантизации слова, значение которого ребенку не было известно, с опорой на контекст. Например, в предложении «На первый взгляд коробки были идентичны, но все же чем-то отличались» встречается слово «идентичный» (тождественный, одинаковый»), значение которого первоклассник не знает, но может восстановить его, опираясь на общий смысл предложения.
  2. В выборе правильной грамматической формы с опорой на анализ логико-смысловых моделей и парадигматических связей языка. К примеру, зная, что большинство названий жителей городов образуется при помощи суффиксов –ец (новгородец, орловец и проч.), ребенок все же выбирает суффикс –ич, образуя название жителя городов Омск или Томск (омич, томич), поскольку варианты «омец» или «томец» не соответствуют требованиям языковой системы.
  3. В понимании значения отдельных словообразовательных элементов. Например, верное использование словообразовательных средств, проявляющееся в образовании от глаголов имен существительных со значением процессуального действия (мытье, литье, шитье, битье) с помощью суффикса $[j’]$.
  4. В верном написании слова с опорой на его значение. Это касается примеров, когда выбор написания зависит от значения: запивать молоком – запевать песню, посветить фонарем – посвятить в тайну, примирять врагов – примерять новый костюм и проч.
  5. В выборе знака препинания. Например, интуитивная постановка тире между подлежащим и сказуемым при анализе интонационных пауз.
«Развитие языковой догадки у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как видно из примеров, языковая догадка значительно упрощает процесс усвоения родного языка, помогая ученику предвосхищать языковые закономерности. Однако языковая догадка не развивается самостоятельно и нуждается в постоянном подкреплении при помощи специальных методов и приемов обучения.

Развитие языковой догадки у младших школьников

Средствами развития языковой догадки являются следующие виды учебной деятельности:

  1. Комментированное чтение. В процессе знакомства с текстом учитель обращает внимание детей на языковые явления: слова с неясным значением или интересным происхождением, редкие грамматические формы.
  2. Работа со словарями, справочниками. Развитию языкового чутья способствует обращению к толковому или этимологическому словарю за справочной информацией, расширяющей представление о слове, его семантике и происхождении.
  3. Анализ текстов разных стилей: научного, художественного, публицистического. Учитель может заранее выделить в таком тексте незнакомые слова, какие-то грамматические формы, примеры постановки знаков препинания и попросить детей объяснить данные явления на основе имеющихся знаний.
  4. Решение лингвистических задач, головоломок, которые предполагают поиск нестандартного подхода к речевой ситуации, выявление ее закономерностей и свойств.
  5. Знакомство с занимательными языковыми фактами: это могут быть сведения о происхождении слов, этимологические справки, объясняющие их написание, информация о происхождении знаков препинания и проч.
  6. Задания на группировку языковых явлений: например, объединить слова по частеречному признаку, строению, способу образования, значению и проч.

Эти и подобные упражнения помогают детям анализировать изучаемые языковые явления, устанавливать закономерности и выявлять особенности, присущие единицам языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot