Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в рамках образовательного курса «Окружающий мир»

Коммуникативные умения младших школьников: понятие и особенности

Определение 1

Коммуникативные умения – это способы реализации практической коммуникативной деятельности, способствующей построению положительных взаимоотношений с партнерами по общению, установлению эффективных социальных контактов.

Коммуникативные умения отражают способность личности говорить выразительно, верно выражать свои мысли и чувства, вкладывать эмоциональный компонент в процесс общения.

В младшем школьном возрасте осуществляется закладывание основ построения эффективного коммуникативного взаимодействия. В этой связи, требуется научить детей строить свою речь грамматически и интонационно верно, наделять ее эмоциональным компонентом. Кроме того, эффективность коммуникативного общения зависит от осмысленности ребенком своей речи т.е. он должен понимать о чем он говорит и передавать суть сказанного собеседнику, посредством определенных языковых средств выразительности речи, использования интонационных форм.

Коммуникативные навыки младшего школьника характеризуются непосредственностью. Часто, заметно преобладание непроизвольной речи. Постепенно, речь ребенка усложняется и углубляется. Расширяется словарный запас, и совершенствуются техники общения, что способствует развитию системы коммуникации младшего школьника.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования навыков коммуникативного общения и закладки коммуникативных способностей учащегося. В этой связи, компонент коммуникативного развития включается в образовательную программу начальной школы, часть которого распределяется по всем учебным дисциплинам. Окружающий мир – не исключение. Он имеет огромный потенциал для развития коммуникативных способностей младших школьников.

Значение дисциплины «Окружающий мир» в формировании коммуникативных навыков младших школьников

Целевым назначением изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе является формирование у ребенка целостного представления об устройстве мира и законах его функционирования, формирование эмоционального опыта социального взаимодействия и навыков коммуникативного общения в разных условиях социальной действительности.

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в рамках образовательного курса «Окружающий мир»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

«Окружающий мир» является основой социального, интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьников. Его программа лежит в основе остальных учебных дисциплин, которые подлежат изучению на дальнейших этапах обучения.

Ориентацию дисциплины «Окружающий мир» на формирование коммуникативных навыков младших школьников можно определить следующими положениями:

  1. Развитие навыков ориентации в определенной ситуации общения.
  2. Формирование навыков адекватного речевого восприятия.
  3. Развитие навыков построения речевых высказываний.
  4. Развитие навыков контроля речевых высказываний.
  5. Развитие навыков коррекции применения определенных речевых высказываний, исходя из конкретной ситуации общения.
  6. Формирование умений находить в текстах данные, отвечающие конкретным коммуникативным задачам.

Развитие коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» на каждом этапе обучения в начальной школе

Программа дисциплины «Окружающий мир» включает в себя основы коммуникативного развития младших школьников. Таким образом, на каждом году знакомства с дисциплиной, младшие школьники познают следующие коммуникативные основы:

  1. В первом классе обучения на уроках «Окружающий мир» дети учатся оформлять свои мысли в словесную форму т.е. доносить свою мысль до других в устной и письменной речи. Это реализуется посредством знакомства с природными объектами, усвоением их названий и их передачей другому человеку, освоением их роли в жизнедеятельности людей. Также, учащиеся развивают навыки слушания и понимания чужой речи. Это происходит через усвоение основ функционирования природы и ее процессов (например, смена времен года, называние особенностей каждого времени года, периода его протекания). Помимо того, на уроках происходит совершенствование навыков чтения учащихся: тексты по этой дисциплине читаются и пересказываются на учебных занятиях.
  2. Во втором классе данные навыки развиваются и совершенствуются. Учащиеся учатся более развернуто передавать сведения об окружающем мире другим людям, воспринимать информацию об его устройстве на слух. Познание на уроках приобретает диалоговую форму взаимодействия: дается проблема природного или социального мира, которая выносится на обсуждение учащимся. Это формирует навыки диалогового взаимодействия, выражения своих мыслей и отстаивания мнения.
  3. В третьем и четвертом классе, усвоенные навыки продолжают свое развитие. Дети учатся говорить об окружающем мире не только на учебных занятиях, но и с другими людьми (путем домашних заданий, требующих совместного наблюдения за природными объектами и процессами детьми и родителями, составления групповых проектов). Выражение своей точки зрения по различным проблемам окружающего мира приобретает более обоснованный характер: младшие школьники учатся приводить аргументы в защиту своей позиции. Кроме того, здесь формируются навыки принятия чужого мнения и чужой позиции в качестве верной.

Групповая форма работы на уроках «Окружающий мир» как метод развития коммуникативных способностей

Коммуникативные способности младших школьников хорошо развивать на уроках «Окружающий мир» путем организации групповой работы. Такая работа учит совместному коллективному творчеству, решению проблем на основе поиска общего решения, поиску компромисса, формирует навыки построения диалога и навыки слушания и восприятия чужого мнения.

Групповая форма работы реализуется следующим образом:

  1. Постановка педагогом проблемы, касающейся особенностей функционирования конкретного природного объекта или процесса.
  2. Разделение учащихся на группы.
  3. Распределение ролей учащихся в группах. Каждый ученик должен исполнять определенную коммуникативную роль: быть «внимательным», «доброжелательным» слушателем, «ответственным за принятие общего решения», «контролером дискуссии», «успешным рассказчиком» и т.д.
  4. Исполнение учащимися своих ролей для решения поставленной проблемы. Здесь осуществляется выполнение заданий.
  5. Подведение итогов работы. Осуществляется вынос решений каждой группы по заданной проблеме, проводится обсуждение верности данного решения и итоги совместной работы: помогло ли коллективное обсуждение прийти к правильному решению, были ли учтены мнения всех участников обсуждения при выносе общего решения и т.д.

Такая форма работы активизирует познавательную активность учащихся, делая процесс обучения более интересным и увлекательным. Коммуникативные же навыки активно формируются и совершенствуются в ходе группового решения поставленной задачи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot