Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Портфолио воспитателя

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Педагогика / Портфолио воспитателя
Портфолио воспитателя

Способы построения портфолио воспитателя

Определение 1

Портфолио воспитателя – это совокупность документов, отражающих профессиональные достижения педагога ДОУ и его принципы деятельности.

Портфолио воспитателя является отражением качества его профессиональной деятельности и уровня его квалификации. Оно составляется на основании включения в него информации о прохождении воспитателем образования и периодического повышения его уровня.

Замечание 1

Портфолио составляется на основании требований ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО.

При составлении портфолио, необходимо опираться на общую цель его создания: отслеживание динамики профессионального развития воспитателя, тенденций его роста и повышения квалификационного уровня, выявление особенностей педагогической деятельности.

На основании данной цели происходит выработка стратегии и тактики построения портфолио педагогом.

Стратегия построения портфолио заключается в изменении основ организации образовательной деятельности и выработке иного отношения к собственной профессиональной деятельности и профессиональному развитию.

Что касается тактики построения портфолио, то она заключается в решении следующих задач:

  1. Выработка единых критериев оценки педагогической деятельности воспитателя;
  2. Создание методологического фундамента построения портфолио, как формы аттестации воспитателя, определения его квалификационного и профессионального уровня;
  3. Определение процедур оценки результатов ведения педагогического процесса воспитателем и порядка их реализации;
  4. Построение модели методов закрепления достижений воспитателей ДОУ;
  5. Создание условий для оценки деятельности воспитателей ДОУ по определенным критериям.

Таким образом, воспитатель создает свое портфолио таким образом, чтобы оно было понятно и доступно для чтения окружающим и могло быть оценено аттестационной комиссией. Это необходимо для того, чтобы воспитатель завоевал престиж и утвердился в своей деятельности в социальной среде, став востребованным специалистом.

Портфолио воспитателя ДОУ может носить следующую направленность:

  1. Ориентация на достижения. Данный вид портфолио создается тогда, когда требуется сделать акцент на документации, отражающей успехи в профессиональной сфере деятельности: получение каких-то наград, грамот, призов, завоевание званий и т.д.
  2. Ориентация на тематику деятельности. Такое портфолио связано с представлением воспитателем своих профессиональных проектов т.е. педагог реализует в своей работе какой-то творческий подход и представляет его. Здесь отражаются успехи его реализации и прикладываются портфолио дошкольников – в качестве подтверждения.
  3. Ориентация на представление. Такое портфолио ориентировано на показ воспитателем себя, как профессионала. Портфолио включает в себя данные об образовании педагога и его профессиональных качествах.
  4. Ориентация на личностный рост и развитие. Данное портфолио отражает развитие личностных качеств педагога, их качественное состояние и динамику развития.
  5. Методической ориентации. Такое портфолио включает в себя методические разработки педагога и их применимость в образовательном процессе ДОУ.

Принципы создания и ведения портфолио воспитателя

Создание портфолио воспитателя осуществляется на основании следующих принципов:

  • Принцип непрерывности. Портфолио должно заполняться регулярно. Нельзя внести сведения однажды и оставить их в этом виде. Воспитатель должен развиваться, а вместе с ним и развивается его портфолио. Все достижения воспитателя во всех направлениях его деятельности должны быть освещены в портфолио.
  • Принцип доступности. Информация в портфолио должно быть читаемой и понятной для масс.
  • Принцип прогностической ориентации. Информация, представленная в портфолио должна отражать профессиональный рост и развитие воспитателя, его успехи и достижения в данной области деятельности.
  • Принцип интеракции. Он означает связь портфолио с субъектами образовательного пространства, т.е. рост и развитие воспитателя должны приводить к росту и развитию детей.
  • Принцип научности. Портфолио должно строиться на основании деятельностного и системного подходов.
  • Принцип индивидуальной направленности. Он означает, что информация в портфолио должна отражать уровень профессионализма конкретного педагога и оцениваться по критериям результативности деятельности воспитателя.

Условия формирования и ведения воспитателем портфолио

Формирование портфолио начинается с постановки цели. Исходя из нее, начинается сбор необходимой документации, которая будет отражать сведения, отвечающие целям создания портфолио. Чтобы портфолио было информационным и качественным, необходимо соблюдать ряд условий его построения и ведения. К ним относятся:

  1. Информация, включенная в портфолио, должна основываться на проведении воспитателем самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности, т.е. педагог должен адекватно оценивать своей профессионализм, свои достижения, видеть недостатки работы;
  2. Наличие документального подтверждения успехов и достижений педагога. Нельзя опираться на простую констатацию фактов. Каждый успех должен иметь документальное подтверждение, например, в виде«портфолио достижений дошкольников» или грамоты о награждении педагога;
  3. Проведение сравнительного анализа деятельности воспитателя;
  4. Документальное подтверждение соответствия профессиональной деятельности воспитателя международным стандартам и требованиям ФГОС ДО;
  5. Составление портфолио должно быть реализовано после обучения методики его создания, с учетом специфике профессиональной деятельности воспитателя и контингента воспитанников;
  6. Представление портфолио в бумажном и электронном виде;
  7. Схематичное представление динамики развития воспитателя (возможно представление в виде таблиц или графиков).