Адаптация учебной информации под воспитательные цели является обязательным условием успешности процесса обучения.
Сущность содержания обучения
Содержание обучения – это не статичный набор знаний и учебной информации, оно меняется в зависимости от следующих факторов:
- Контингента учащихся, с которыми осуществляется процесс обучения.
- Так, содержание образования будет различным для учащихся старших и начальных классов, а также для тех, кто получает высшее и среднее образование и т.д. То есть содержание образования определяет содержание обучения для конкретного круга учащихся
- Образовательных целей, поставленных педагогом. Содержание обучения может быть направлено на развитие творческих способностей, интеллектуальных возможностей и т.д.
Функции содержания обучения различных для педагога и учащихся.
Функция содержания обучения для учащихся - информационно-коммуникативная: направлена на получение знаний об окружающем мире и научных законах.
Усвоение учащимися содержания обучения предусматривает:
- овладение навыками и культурой общения и коммуникации;
- получение опыта эффективного взаимодействия с окружающими.
Основная функция содержания обучения для педагога – предметно-инструментальная функция, которая выступает как главенствующее средство педагогического воздействия на учащихся.
Данная функция позволяет педагогу:
- стимулирование умственного развития учащихся;
- формирование целостной картины и восприятия окружающего мира;
- формирование навыков практической деятельности;
- повышение познавательной активности учащихся.
Таким образом, содержание обучения является основным инструментом, позволяющим соединить знания и опыт учащихся, а также новую информацию, получаемую в процессе обучения.
Теории содержания обучения
На базовом уровне под содержанием обучения принято понимать то, чему учат детей в различных учебных заведениях. Кроме того, под содержанием обучения понимают еще и то, какие знания необходимы детям, по каким учебникам и методическим указаниям следует работать педагогам, каковы критерии отбора учебного материала. Исходя из данных подходов, выделяют два подхода к процессу обучения:
- Процесс формального образования – предусматривает, что ведущим значением в процессе обучения выступает развитие у учащихся познавательных способностей, навыков самообразования и самоорганизации.
- Процесс материального образования – предполагает, что в процессе обучения учащиеся должны получать только те знания и умения, которые имеют значимое практическое приложение. Данный подход определяет отбор учебных дисциплин и общей направленности обучения.
Каждый из двух подходов имеет положительные стороны, но если использовать их по отдельности друг от друга, то они сильно ограничены и малоэффективны. Именно поэтому Д. Дьюи был предложен третий подход – прагматический.
Прагматический подход – это подход, основанный на идеях получения учащимися практического опыта, на основании приобретения ими полезных знаний в процессе обучения.
Одной из основных отечественных теорий содержания обучения, является теория, разработанная К. Марсом и В. Лениным. В основе данной теории заложена классификация учебных дисциплин, предложенная Ф. Энгельсом. В данную классификацию входят 4 группы направлений научных знаний:
- предметы о живой природе;
- предметы о неживой природе;
- предметы об обществе;
- предметы о мышлении.
На основании теории содержания обучения К. Маркса и В. Ленина была разработана советская система образования, которая значительно превосходила буржуазную систему и до настоящего времени считается одной из самых эффективных.
Активное развитие образования в советское время проявлялось в виде:
- введения обязательного среднего образования;
- проведение эффективного реформирования существующей системы образования;
- прогрессирование мышления педагогов, распространение среди них актуальных и современных идей образования;
- появление, наряду с государственными школами, ряда авторских и частных школ.
Таким образом, теория содержания обучения в советское время характеризуется тем, что основной его функцией является передача опыта, накопленного предыдущими поколениями. Под опытом понимали виды деятельности, воплощенные в знания, навыки и творчество.
Еще одной достаточно популярной теорией содержания обучения, является теория, предложенная Лернером и Брабантским, в соответствии с которой содержание обучения – это часть общечеловеческой культуры, получаемой учащимися отборно и в структурированном виде.
В основе отбора и структуры содержания обучения лежит направленность на развитие личности учащегося в соответствии с основными педагогическими целями.
Данная теория предусматривает, что содержание обучения обязательно должно включать в себя:
- комплекс знаний об окружающем мире;
- комплекс умений и навыков;
- необходимый творческий опыт, призванный обеспечить дальнейшее культурное развитие общества;
- необходимый опыт волевого и эмоционального отношения к окружающим людям и миру.
Источники содержания обучения
Источников содержания обучения достаточно много, часть из них являются основными (базовыми), которые обязательно должны быть включены в содержание, вне зависимости от контингента учащихся и образовательных целей:
- наука и культура;
- различные виды деятельности;
- логика реализации деятельности и ее течения;
- формы и средства обучения.
Основным источником содержания обучения является наука. Однако в рамках образовательного процесса все научные знания не могут быть представлены в полном объеме, так как они достаточно обширны. Исходя из этого, подбор содержания обучения осуществляется под воздействием следующих факторов:
- потребности и требования к подрастающему поколению со стороны современного общества;
- законов образовательной деятельности;
- умственных и психологических способностей учащихся;
- профессиональных и личностных качеств педагога.