Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие содержания обучения

Определение 1

Содержание обучения – это учебная информация, которая адаптирована педагогом в соответствии с учебными целями, позволяющая передать учащимся необходимые знания, умения, навыки и практический опыт.

Адаптация учебной информации под воспитательные цели является обязательным условием успешности процесса обучения.

Сущность содержания обучения

Содержание обучения – это не статичный набор знаний и учебной информации, оно меняется в зависимости от следующих факторов:

  1. Контингента учащихся, с которыми осуществляется процесс обучения.
  2. Так, содержание образования будет различным для учащихся старших и начальных классов, а также для тех, кто получает высшее и среднее образование и т.д. То есть содержание образования определяет содержание обучения для конкретного круга учащихся
  3. Образовательных целей, поставленных педагогом. Содержание обучения может быть направлено на развитие творческих способностей, интеллектуальных возможностей и т.д.
Замечание 1

Функции содержания обучения различных для педагога и учащихся.

Функция содержания обучения для учащихся - информационно-коммуникативная: направлена на получение знаний об окружающем мире и научных законах.

Усвоение учащимися содержания обучения предусматривает:

  • овладение навыками и культурой общения и коммуникации;
  • получение опыта эффективного взаимодействия с окружающими.
Замечание 2

Основная функция содержания обучения для педагога – предметно-инструментальная функция, которая выступает как главенствующее средство педагогического воздействия на учащихся.

Данная функция позволяет педагогу:

  • стимулирование умственного развития учащихся;
  • формирование целостной картины и восприятия окружающего мира;
  • формирование навыков практической деятельности;
  • повышение познавательной активности учащихся.
«Понятие содержания обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 3

Таким образом, содержание обучения является основным инструментом, позволяющим соединить знания и опыт учащихся, а также новую информацию, получаемую в процессе обучения.

Теории содержания обучения

На базовом уровне под содержанием обучения принято понимать то, чему учат детей в различных учебных заведениях. Кроме того, под содержанием обучения понимают еще и то, какие знания необходимы детям, по каким учебникам и методическим указаниям следует работать педагогам, каковы критерии отбора учебного материала. Исходя из данных подходов, выделяют два подхода к процессу обучения:

  1. Процесс формального образования – предусматривает, что ведущим значением в процессе обучения выступает развитие у учащихся познавательных способностей, навыков самообразования и самоорганизации.
  2. Процесс материального образования – предполагает, что в процессе обучения учащиеся должны получать только те знания и умения, которые имеют значимое практическое приложение. Данный подход определяет отбор учебных дисциплин и общей направленности обучения.

Каждый из двух подходов имеет положительные стороны, но если использовать их по отдельности друг от друга, то они сильно ограничены и малоэффективны. Именно поэтому Д. Дьюи был предложен третий подход – прагматический.

Определение 2

Прагматический подход – это подход, основанный на идеях получения учащимися практического опыта, на основании приобретения ими полезных знаний в процессе обучения.

Одной из основных отечественных теорий содержания обучения, является теория, разработанная К. Марсом и В. Лениным. В основе данной теории заложена классификация учебных дисциплин, предложенная Ф. Энгельсом. В данную классификацию входят 4 группы направлений научных знаний:

  • предметы о живой природе;
  • предметы о неживой природе;
  • предметы об обществе;
  • предметы о мышлении.

На основании теории содержания обучения К. Маркса и В. Ленина была разработана советская система образования, которая значительно превосходила буржуазную систему и до настоящего времени считается одной из самых эффективных.

Активное развитие образования в советское время проявлялось в виде:

  • введения обязательного среднего образования;
  • проведение эффективного реформирования существующей системы образования;
  • прогрессирование мышления педагогов, распространение среди них актуальных и современных идей образования;
  • появление, наряду с государственными школами, ряда авторских и частных школ.
Замечание 4

Таким образом, теория содержания обучения в советское время характеризуется тем, что основной его функцией является передача опыта, накопленного предыдущими поколениями. Под опытом понимали виды деятельности, воплощенные в знания, навыки и творчество.

Еще одной достаточно популярной теорией содержания обучения, является теория, предложенная Лернером и Брабантским, в соответствии с которой содержание обучения – это часть общечеловеческой культуры, получаемой учащимися отборно и в структурированном виде.

В основе отбора и структуры содержания обучения лежит направленность на развитие личности учащегося в соответствии с основными педагогическими целями.

Данная теория предусматривает, что содержание обучения обязательно должно включать в себя:

  • комплекс знаний об окружающем мире;
  • комплекс умений и навыков;
  • необходимый творческий опыт, призванный обеспечить дальнейшее культурное развитие общества;
  • необходимый опыт волевого и эмоционального отношения к окружающим людям и миру.

Источники содержания обучения

Источников содержания обучения достаточно много, часть из них являются основными (базовыми), которые обязательно должны быть включены в содержание, вне зависимости от контингента учащихся и образовательных целей:

  • наука и культура;
  • различные виды деятельности;
  • логика реализации деятельности и ее течения;
  • формы и средства обучения.

Основным источником содержания обучения является наука. Однако в рамках образовательного процесса все научные знания не могут быть представлены в полном объеме, так как они достаточно обширны. Исходя из этого, подбор содержания обучения осуществляется под воздействием следующих факторов:

  • потребности и требования к подрастающему поколению со стороны современного общества;
  • законов образовательной деятельности;
  • умственных и психологических способностей учащихся;
  • профессиональных и личностных качеств педагога.
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot