Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Межпредметные связи в педагогике

Межпредметные связи в педагогике

Проблема межпредметных связей в педагогике всегда привлекала много внимания. Необходимость учитывать взаимосвязь дисциплин была освещена еще педагогами 18-19 веков. Связи между дисциплинами являются одним их основных требований дидактики профессионально-технического образования. Единство обеспечивает реализация межпредметных связей.

Определение 1

Межпредметные связи – это связи между основами учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами их содержания, которые выражаются понятиями, научными фактами, законами, теориями.

В содержании профессионального обучения отражены не только основы наук, но и связи науки и производства, деятельности будущего специалиста.

Межпредметные связи могут рассматриваться в нескольких аспектах: философия, психология, общая педагогика, что и вызвало несколько разных подходов к их классификации. Наиболее полной и понятной классификацией межпредметных связей является классификация В.А. Скакуна, разделившего межпредметные связи на четыре категории:

  • по содержанию изучаемого материала;
  • по формируемому умению;
  • по методам и средствам обучения;
  • по воспитательным методам.

Дидактические принципы научности и систематичности информации предполагают расположение отдельных предметов в учебном плане так, чтобы изучение одного предмета могло базироваться на знаниях, излагаемых в других предметах. Актуальность реализации межпредметных связей в обучении зависит от современного уровня развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграцией научных знаний предъявляются новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний людей в сфере смежных с его специальностью наук и умения комплексного их использования во время решения научных и производственных задач.

«Межпредметные связи в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Межпредметные связи – актуальное средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учеников. Межпредметными связями в учебных программах создаются представления, касательно системы понятий и универсальных законов, а на старших курсах – касательно теорий и комплексных проблем. Например, математические понятия часто употребляются на уроках физики при решении физических задач. Также математика необходима при изучении химии. Химия, физика и математика используются при изучении основ производств. Межпредметные связи – способ раскрытия современных научных тенденций в содержании обучения.

Благодаря межпредметным связям наука представляет собой не просто систему знаний, но и систему методов. Межпредметные связи раскрывают историю науки и ее практическое применение. Выделяют несколько разных видов межпредметных связей:

  • фактические связи – между учебными дисциплинами на фактическом уровне;
  • понятийные связи – направлены на формирование понятий, общих для родственных, смежных дисциплин;
  • теоретические связи – представляют систему научных знаний в определенной предметной области;
  • философские связи – отражают категории материалистической диалектики.

Выбор методов обучения предполагает проведение тщательного анализа межпредметных связей, которые могут быть выражены определением содержания и последовательности изучения материала, характером формируемого умения, применением методов и средств обучения и воспитания.

К мероприятиям, направленным на установление межпредметных связей, формируемым в учебном процессе, относят:

  • коллективный анализ содержания обучения и разработку таблиц и графиков, а также инструкционно-технологических карт;
  • подбор тематики для объектов для технического творчества учеников;
  • проведение производственной практики в отведенные сроки.

Функции межпредметных связей в педагогике

Функции межпредметных связей определены в работах В.Н. Максимовой и Н.В. Груздевой:

  • методологическая функция – предполагает формирование у учеников целостного представления, касающегося развития природы через интеграцию материалов естественнонаучных предметов;
  • обучающая функция – межпредметные связи выступают средством развития у учеников связей между понятиями, которые рассматриваются в нескольких дисциплинах. Например, понятия вещества, молекулы, мономеров, полимеров и другие, рассматриваются в курсе химии, а также в биологии. В результате имеющиеся знания углубляются благодаря использованию данных понятий на уроках по разным предметам, а изучение понятий более эффективно усваиваются учащимися и включаются в имеющуюся у них общую систему знаний, касающихся окружающего мира;
  • развивающая функция – реализуется как развитие у учеников системного мышления, мыслительных операций, а также творческих способностей. К мыслительным операциям относят: анализ и синтез, абстракцию и конкретизацию, сравнение, систематизацию и обобщение. К примерам заданий, которые развивают навыки мышления, можно отнести чтение текстов и их анализ, ответы на вопросы учителя, самостоятельную работу по заполнению таблицы. К творческим способностям, которые могут быть развиты у ребенка с использованием межпредметных связей, могут быть отнесены креативность и любые другие, предусмотренные в задании, разработанном учителем: навыки рисования, творческое написание текстов, моделирование и множество других;
  • воспитывающая функция – учитель, с использованием материала по химии, на уроках биологии, может оказать огромное воздействие на воспитание учеников. Можно задействовать самые разные виды воспитания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot