Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие «мотив», «мотивация». Классификация мотивов обучения

Определение 1

Мотив – это свойство определенного субъекта поведения, являющееся стабильным свойством личности человека, на основании которого он выполняет определенные действия или стремится к их выполнению.

Определение 2

Мотивация – это комплексное наименование средств и методов побуждения учащихся к получению знаний и умений, активному освоению и усвоению учебной информации.

Мотивация в отличие от мотива может и не относиться к конкретной личности.

Понятие и соотношение «мотива» и «мотивации»

Мотивационная сфера личности состоит из трех основных компонентов: мотивы, цели и потребности.

Потребность – это необходимость или нуждаемость в чем-либо, острое ощущение нехватки конкретного блага, необходимого для успешного развития и продуктивного функционирования личности.

Цель – это итог определенной деятельности человека, который представляется в конкретном виде.

Цель является тем ориентиром, на который нацелена деятельность человека. Именно цель указывает на потребности человека.

Деятельность и поведение личности обусловлены следующими взаимосвязанными явлениями: регуляция и побуждение. Побуждение в свою очередь обусловлено мотивацией и мотивами, которые придают деятельности личности целенаправленность, организованность и устойчивый характер.

Таким образом, все указанные элементы являются основой мотивационной сферы деятельности человека. Любая деятельность человека является мотивированной, так как осуществляемые им действия продиктованы конкретными мотивами, а всякая активность имеет определенную цель.

Мотивация обучения – это определенная степень проявляемого к учебе энтузиазма, стремления к познанию и освоение учебных дисциплин.

«Понятие «мотив», «мотивация». Классификация мотивов обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Данный вопрос является ведущим в дидактике.

Определение 3

Мотивы обучения – это движущие силы любого дидактического процесса, проявляющиеся в виде побуждения и предпосылок, вынуждающих личность проявлять познавательную активность.

В основе учебной активности учащихся лежит не один какой-то мотив, а их совокупность, в рамках которой они переплетаются и дополняют друг друга.

Необходимо отметить, что мотивы не все побуждают на обучение в равной степени, часть из них являются ведущими (основные), а часть – вспомогательными (второстепенные).

Виды мотивов к обучению

В настоящее время существует несколько классификаций мотивов к обучению, каждая из которых использует различные подходы к выделению признаков и характерных черт мотивов образовательной деятельности.

Классификация мотивов обучения по Л. Божовичу:

  1. Мотивы, которые порождаются непосредственно в процессе обучения. Данные мотивы зависят от содержания обучения, педагогического воздействия, методов обучения и ожидаемым результатом.
  2. Мотивы, которые нацелены на получение конкретного жизненного результата по итогу обучения. Данные мотивы возникают от желания учащегося поступить после окончания школы в престижный ВУЗ, получить высокооплачиваемую должность, получить похвалу от педагога или родителей, быть примером среди одноклассников и т.д.

Классификация мотивов обучения по Г. Щукиной:

  1. Мотив на получение знаний, вызванный интересом к новым фактам, любопытным явлениями и т.д., которые содержатся в учебном материале.
  2. Мотив, вызванный желанием изучить существенные черты и явления конкретных предметов или явлений.
  3. Мотив, вызванный стремлением узнать и изучить причинно-следственные связи, закономерности, источники определенных действий и явлений.
Замечание 1

Таким образом, мотивация на обучение – это процесс, содержание которого состоит из трех взаимосвязанных уровней стремления узнать: правила и факты, суть явлений и происхождение явлений.

Необходимо отметить, что познавательные мотивы обучения выражаются в повышенном интересе со стороны учащегося к содержанию обучения, методам и методикам преподавания, педагогическому процессу. Проявляются они не перед учебной деятельностью, а формируются непосредственно в ходе ее активного протекания.

Мотив обучения как стимул учебной деятельности

Процесс формирования мотивов обучения представляет собой совокупность методов и средств организации и реализации педагогического процесса. Основными методами являются:

  • словесные (лекция, беседа, диалог и т.д.);
  • наглядные (иллюстрации, экскурсии, макеты и т.п.);
  • практические (самостоятельные и контрольные работы, различные виды деятельности и т.д.);
  • репродуктивные (объяснительно-иллюстративный метод);
  • поисковые (решение проблемных ситуаций и вопросов);
  • исследовательские (осуществление исследовательской деятельности по проблемному учебному вопросу).

Все указанные методы организации педагогического процесса направлены на эффективное усвоение учебного материала, а также на создание мотивационного воздействия на учащихся.

Замечание 2

Таким образом, каждый метод и способ обучения имеет стимулирующую функцию, направленную на формирование мотивов обучения.

Научный педагогический подход предусматривает широкий круг способов, которые предназначены для создания положительных мотивов обучения, способствующих эффективному усвоению учебной информации.

Последние исследования в области педагогики и психологии показали, что мотивация выступает одной из основных движущих сил становления и развития личности ребенка, способствующая наиболее полной реализации возможностей каждого учащегося.

Помочь ребенку сконцентрироваться на определенной учебной задаче, успешно ее решить и получить новые знания и умения, при этом не отвлекаться на внешние раздражители может лишь учащийся, имеющий сильный и мощный мотив на обучение. Именно поэтому одной из ведущих задач каждого педагога является умение привлечь интерес каждого учащегося класса к учебному материалу. Кроме того, важное значение, в создании мотива на обучение имеет доведение до учащихся учебного плана на ближайшие дни.

Дата последнего обновления статьи: 01.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot