Функциональная роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся 7-го класса
Воспитательная деятельность в школьном учебном заведении ориентирована на повышении активности учащихся.
Воспитательный процесс учащихся разных возрастных категорий имеет свои особенности. Учащиеся 7-го класса относятся к средней школе, и воспитательная программа для них основывается на создании условий для формирования физически здоровой личности, которая способна к творческому созиданию. Дети обучаются простоте и свободе в выражении своего мнения и взглядов, мыслить креативно и придерживаться здорового образа жизни. Воспитательная система 7-го класса ориентирована на достижение этих целей.
Чтобы реализовать эти цели и задачи, разрабатывается плановая программа, включающая мероприятия гражданско-патриотического, художественного и эстетического направления. Здоровому образу жизни уделяется также немаловажное внимание. Поэтому семиклассники активно привлекаются к спортивным мероприятиям, для них организуются специальные классные часы, проводятся беседы на тему поддержания здорового образа жизни.
Классный руководитель уделяет достаточное внимание индивидуальному подходу к каждому ребенку, организует его участие в общественной деятельности, способствует его социальной активности, развитию творческого потенциала, способностей и возможностей.
Функциональная роль классного руководителя в воспитательном процессе семиклассников сводится к выполнению педагогом нескольких групп функций:
Организационно-координирующие функции. Они включают в себя:
- Установление связей школьного учреждения с родителями учащихся и построение единой воспитательной направленности с семьей;
- Проведение консультаций и бесед с учащимися и их родителями;
- Взаимосвязи с педагогическими и иными работниками образовательного учреждения;
- Создание системы классного самоуправления;
- Построение оптимального, благоприятного образовательного пространства в классе;
- Развитие мотивации к различным направлениям учебной, творческой общественной деятельности подростков;
- Организация дополнительных занятий по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности;
- Помощь и поддержка учащихся, а также защита их прав и свобод, относящихся к особой категории – сироты, малообеспеченные;
- Специальные мероприятия по воспитанию подростков социально незащищенных категорий;
- Ведение классной документации;
- Проведение классных часов и родительских собраний;
- Организация дежурств, субботников;
- Поддержание оптимального внешнего вида учащихся;
- Создание взаимодействующей системы с каждым учащимся и всем классом.
Коммуникативные функции. К ним относятся:
- Регулирование межличностных отношений учащихся;
- Установка тесного положительного взаимодействия между педагогами и учащимися;
- Обеспечение благоприятной психологической обстановки в классе;
- Поддержка учащихся в решении затруднительных вопросов, помощь в социальной адаптации, установлении социальных контактов.
Аналитико-прогностические функции. Они состоят из:
- Исследование особенностей развития каждого учащегося;
- Составление психологических характеристик учащихся;
- Ориентация на саморазвитие и самовоспитание учащихся;
- Определение состояния и перспектив развития 7-го класса;
- Анализ познавательной, творческой и социальной активности учащихся.
Контролирующие функции. Они включают в себя:
- Оценку успеваемости учащихся;
- Проверку посещаемости и ее регулирование;
- Осуществление контроля за деятельностью учащихся в системе дополнительного образования.
Особенности построения плана воспитательной работы с учащимися 7-го класса
Организация планирования предполагает использование дополнительной внешней информации о направлениях развития учащихся разных возрастов, данные школьной образовательной программы и направления воспитательной работы учащихся средней школы, психологическая, педагогическая, методическая литература, помогающая сориентироваться с методикой организации воспитательной работы.
Составление плана начинается с анализа прохождения воспитательного процесса предыдущего периода и его результативности. Это необходимо для пересмотра направлений деятельности, которые оказались малоэффективными, добавления новых мероприятий, проведение которых не состоялось, либо является актуальным в настоящее время, пересмотра системы воспитательного воздействия педагогов, выявить проблемы в развитии учащихся, недостатки в воспитании.
Проведенный анализ помогает поставить цели воспитания. Как правило, воспитание семиклассников ориентировано на формирование ценностных ориентаций учащихся, формирование всесторонне развитой личности, наделенной гуманистическими качествами, деятельность которых направлена на актуальные личностные потребности, общественные интересы, соответствует принципам государственной политики в образовательной сфере, способствование созданию условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его общественной социализации.
Исходя, из поставленных целей, планом прописываются воспитательные задачи, ориентированные на работу с учащимися и включение родителей в процесс школьного воспитания. Основными задачами воспитания на этапе обучения в средней школе являются:
- Формирование мотивации к познавательной деятельности;
- Воспитание патриотических качеств;
- Привлечение учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности;
- Помощь в развитии творческих способностей;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Создание системы воспитательного взаимодействия между школой, общественными институтами, семьями учащихся;
- Способствование самореализации, самоутверждение и самодостаточности личности;
- Просветительные мероприятия с родителями.
Чтобы реализовать поставленную цель и задачи воспитания подростков-семиклассников, педагог планирует направления воспитательной деятельности, каждое из которых включает разнообразные мероприятия. Их выбор зависит от возможности их организации в стенах школы и оказания помощи сторонними лицами в их проведении, требований общих образовательных стандартов и программы воспитания школьного учебного заведения.
Как правило, воспитание осуществляется по таким направлениям:
- Духовно-нравственное;
- Гражданско-патриотическое;
- Экологическое;
- Спортивное;
- Трудовое;
- Правовое;
- Социокультурное;
- Художественно-эстетическое;
- Региональной направленности;
- Профессиональная ориентация;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Профилактика правонарушений;
- Работа с семьями учащихся.
В планах указываются формы проведения воспитательной работы, ее технологии и составляются схемы проведения воспитательных мероприятий.
Помимо этого, в планах расписываются мероприятия, связанные с работой родителей, характеристики классного коллектива, каждого учащегося.