Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков посредством организации образовательной работы без помощи квалифицированных специалистов
Самообразование как метод повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование можно охарактеризовать, как обучение чему-то новому посредством применения собственных сил и средств
Самообразование охватывает многие профессии и направления деятельности. Оно позволяет повысить квалификацию кадров, достичь совершенствования их навыков и умений, обеспечить деятельность, отвечающую современным требованиям и тенденциям развития общества.
Особенно актуально самообразование в сфере подготовки профессиональных педагогов. Педагогу, необходимо идти в ногу со временем, непрерывно совершенствуя свои профессиональные навыки, осваивая инновационные методы и технологии организации педагогического процесса.
Процесс самообразования является планируемым. Он реализуется посредством составления педагогом индивидуального плана образовательной работы.
Самообразовательная деятельность педагога реализуется на трех уровнях:
- Адаптивный уровень. Он основан на приспособлении педагога к новым условиям своей профессиональной деятельности. Если педагог попадает в новые условия работы, то ему требуется освоить какие-то новые правила, методы и средства реализации своих профессиональных функций.
- Проблемно-поисковый уровень. Он предполагает определение проблемы т.е. вопросов, аспектов профессиональной деятельности педагога, которые требуют коррекции, совершенствования и поиск путей самообучения и саморазвития.
- Инновационный уровень. он связан с освоением педагогом новых способов организации учебно-воспитательной работы, инновационных технологий и приемов в образовательной системе.
Самообразование необходимо педагогу для того, чтобы расширить свои общепедагогические и психологические познания и использовать в своей работе более совершенные и актуальные методы работы.
Также, самообразование позволяет расширить и углубить знания по различным методикам педагогической деятельности, по использованию инструментария в педагогической практике, овладеть инновационными приемами педагогической работы, узнать современные тенденции развития педагогической науки и сведения о практическом опыте их использования в реальной профессиональной педагогической практики.
Самообразование способствует расширению кругозора педагога, повышает его общекультурный уровень.
Способы планирования самообразования
План по самообразованию составляется, исходя из поставленных целей и задач самообразования. Они определяются, в зависимости от существующей проблемы педагогической теории или практики профессиональной педагогической деятельности.
Эффективное самообразование реализуется посредством составления стратегии, которая позволит приблизиться к цели самообразования и детализировать ход этого приближения. Составлении стратегии самообразования т.е. плана по самообразованию реализуется двумя способами:
- План по самообразованию, основанный на его целевом назначении. Такое самообразование основывается на построении такой программы, которая будет отвечать его целям и задачам, но не будет иметь четких временных границ реализации. План строится путем выбора приоритетного направления деятельности т.е. планируется выполнение только тех операций и мероприятий, которые помогут приблизиться к поставленным целям и задачам самообразования. Все остальное, попросту, отметается.
- План по самообразования с временными рамками. Он основывается на выборе целевого назначения самообразования и его привязке к определенному времени т.е. требуется освоить что-то новое, познать, научиться выполнять к конкретной временной дате, за определенный временной период. Для этого, все процессы самообучения распределяются по конкретным временным промежуткам.
Правила составления плана по самообразованию
Чтобы самообразование было эффективным, его необходимо тщательно спланировать. План должен составляться, исходя из ряда условий, соблюдение которых позволит достичь целевого назначения самообразования и упростит данный процесс. К ним относятся:
- Наличие мотивации. Самообразование не является обязательным процессом, поэтому, чтобы приступить к нему, необходимо определить для чего оно нужно, что именно требуется изучить, освоить. Огромную роль в данном процессе играет поиск личностных глубинных убеждений. Выбор образовательного маршрута должен происходить с энтузиазмом. Составлять план требуется на основе личностной заинтересованности, убеждений и воззрений. Не допускается навязывание чужого мнения и намерений.
- Постановка цели. Необходимо определить четкую цель, которую требуется достигнуть в ходе самообразования. Для этого, можно перебрать все цели и задачи, которых можно достигнуть по ходу самообразования и выбрать наиболее приоритетную. Цель должна быть интересной, смелой и достижимой.
- Выбор источников самообразования. Сюда относятся печатные и электронные учебники, различная литература, интернет-ресурсы, посещение конференций, курсов, обмен опытом, выбор наставника.
- Установление режима дня. Обязательно необходимо выстроить режим дня так, чтобы на обучение было отведено максимальное количество времени. Оно должно быть в приоритете.
- Определение критериев развития. Требуется выбрать показатели, по которым будет отслежен прогресс или регресс обучения.
- Отслеживание прогресса в самообразовании. Чтобы обучение было эффективным и целенаправленным, необходимо наблюдать за тем, какие промежуточные достижения имеются. Для этого, можно вести дневник достижений, выполнять тесты и упражнения, по результатам которых можно выявить уровень освоения той или иной программы обучения, формирование новых умений и навыков.