Сущность, целевое назначение и функциональные особенности дополнительного образования
Дополнительное образование – это часть системы образования детей и взрослых, ориентированная на разностороннее личностное развитие и включающая обучение по программам, не входящим в общеобразовательное школьное обучение.
Дополнительное образование реализуется в рамках государственных стандартов и осуществляется специализированными учебными заведениями и педагогами дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования – личность, наделенная профессиональными качествами, посредством которых происходит педагогическое сотрудничество с учащимися во внеурочное время, нацеленное на удовлетворение потребностей, как познавательного, так и творческого характера, а также развивающее коммуникативные навыки.
Развитие дополнительного образования в России произошло совсем недавно. Оно было включено в образовательную систему только в 90-е годы 20-го столетия и утверждено принятием закона «Об образовании».
Формирование системы дополнительного образования нацелено на обеспечение всестороннего личностного саморазвития, самоопределения и самоутверждения и развитие творческих способностей.
Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из целевого назначения допобразования, система предполагает постановку таких задач:
- Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка и обеспечение условий для раскрытие талантов и способностей;
- Воспитание личности, социально развитой и адаптированной;
- Формирование и развитие личности, наделенной интеллектуальными, нравственными, эстетическими качествами;
- Стимулирование к творческой активности и познавательно заинтересованности учащихся;
- Создание условий для развития педагогов, раскрытия их творческого потенциала и повышения мастерства.
В отличие от иных уровней и направлений системы образования, дополнительное образование является свободным. Оно осуществляется по желанию самого учащегося, чтобы он мог удовлетворить свои потребности в различных сферах жизнедеятельности, реализовать себя и свои таланты, исследовать мир и его процессы в более полной форме.
Благодаря системе дополнительного образования происходит создание единого обучающего пространства, призваного сформировать у учащихся целостное представление о мироустройстве, обеспечить гармоничное формирование всех качеств личности, необходимых для ее продуктивной жизнедеятельности.
Дополнительное образование является средством для саморазвития и самосовершенствования личности. Оно позволяет усвоить жизненные ценности и реализовывать их на практике в более полной и гармоничной форме. Ребенок развивается разносторонне и может самостоятельно выбрать направление и путь своего развития и профессионального направления деятельности. личность получает шанс самостоятельного формирования своих жизненных планов и развивает навыки реализации деятельности различных направлений множеством способов.
Особенно активное развитие дополнительное образование дает творчеству. Творческие виды деятельности учащихся не получают такого развития в школах, как в учреждениях дополнительного образования.
Функциональное значение дополнительного образования сводится к выполнению им следующих функций:
- Функция непрерывности – охват всех уровней и стадий системы образования. Оно находится на втором плане образовательной системы, но составляет ее фундамент и не имеет возрастных и иных ограничений применения.
- Познавательно-информационная функция – освоение знаний и навыков деятельности в обществе и осмысление реальности бытия, познание сущности мира.
- Ценностная функция – развитие основных ценностных ориентаций ребенка.
- Личностно-формирующая функция – нацеленность на формирование и развитие личности.
- Терапевтическая функция – обеспечение благоприятной психологической среды пребывания ребенка и формирование положительных коммуникаций.
- Культурно-досуговая – проведение полезного свободного времени, являющееся профилактической мерой асоциального и противоправного поведения, а также помогающее расслабиться и отвлечься.
Специфические черты системы дополнительного образования
Основной чертой системы дополнительного образования является ее ориентация на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию личности. Это позволяет реализовать возможности личности в точной истинной форме и стать тем человеком, которым он может и должен быть на своем жизненном пути.
Специфика дополнительного образования проявляется в следующем:
- Ориентация деятельности заведения дополнительного образования на личностную самореализацию и самоутверждение;
- Специфическое направление педагогической работы, ориентированное на самоопределение и самореализацию учащихся;
- Наличие образовательного выбора: педагога, программы обучения, содержания и методик прохождения образовательного процесса;
- Наличие компетентности и педагогического мастерства педагогов, связанных с вопросами развития индивидуальности, субъектности, самоопределения и самоутверждения;
- Наличие творческой атмосферы и потенциала для развития креативного мышления и раскрытия природных задатков;
- Гибкость системы дополнительного образования.
Принципы организации дополнительного образования
Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.
Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:
- Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
- Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
- Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
- Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
- Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
- Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.