Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с родителями, коллегами, детьми, реализуемое педагогом в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Понятие и задачи педагогического общения
Педагогическое общение является важной стороной деятельности педагога, создающей необходимую атмосферу психологического развития и становления личности ребенка. Педагог, способный посредством общения создать оптимальную рабочую обстановку, сплотить и сдружить детский коллектив, предпочтительнее педагога, у которого дети обладают высоким уровнем знаний, но при этом перегружены, скованы и имеют низкую самооценку. Исходя из этого, можно сказать, что педагогическое общение является важным элементом профессионального мастерства педагога.
Перед педагогическим общением стоит ряд задач:
- Осуществление эффективного процесса обменом информацией между педагогом и детьми.
- Установление взаимопонимания между участниками общения.
- Выявление сильных сторон ребенка, мобилизация его резервов в процессе обучения.
- Осуществление взаимодействия и совместной деятельности педагога и детей.
- Представление личности педагога детям и знакомство педагога с детьми.
Широкий спектр задач, стоящих перед педагогическим общением требует от педагога наличия личностных качеств, владение коммуникативными навыками и технологией педагогического общения.
Конфликт как одна из основных проблем педагогического общения
В процессе организации педагогического общения зачастую возникают различного рода конфликтные ситуации между педагогом и детьми. Причинами конфликтов могут быть:
- неумение и нежелание педагога слушать ребенка
- неумелое разрешение педагогом конфликтных ситуаций между детьми
- отсутствие у педагога необходимых личностных качеств, для организации эффективного общения (сочувствия, сопереживания и т.д.)
- нарушение взаимодействия между педагогом и детьми, по причине возникновения личной неприязни
- нежелание ребенка идти на контакт с педагогом
Основная вина в возникновении конфликтов в процессе общения, чаще всего, лежит на педагоге. Это связано с тем, что педагог как взрослый человек и организатор педагогического процесса не всегда умеет правильно выстроить взаимоотношения с детским коллективом и организовать эффективное общение.
Конфликт, как одна из основных проблем педагогического общения имеет ряд особенностей:
- профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликтной ситуации
- различный социальный статус участников педагогического конфликта (разный возраст, жизненный опыт, наличие и объем знаний и т.д.)
- различное понимание событий и причин конфликта, в силу разного положения субъектов конфликта
- присутствие других детей во время конфликта делает их свидетелями, а сам процесс приобретает воспитательный характер
- профессиональная позиция педагога обязывает его взять инициативу по разрешению конфликта на себя
- возможная ошибка педагога приводит к ухудшению конфликтной ситуации
Таким образом, ошибки, которые могут быть допущены педагогом в процессе организации общения, приводят к конфликтам. Конфликтные ситуации являются одними из главных проблем педагогического общения.
Основные проблемы педагогического общения
Проблемы педагогического общения принято объединять в три основные группы:
- Информационные проблемы – проявляются в неумении выразить свои мысли, сообщить что-то важное, сформулировать ответ на заданный вопрос и т.д.
- Регуляционные проблемы – связаны с тем, что педагог не умеет посредством общения стимулировать активность детей и направить ее на педагогический процесс. В основе данной проблемы лежит то, что педагог не может правильно одобрять высказывании детей, хвалить за хорошее поведение или активную работу во время занятий, выразить несогласие с мнением ребенка, корректно реагировать на нарушение дисциплины и т.п.
Проблемы социально-психологического фактора, чаще всего проблемы такого характера испытывает именно педагог, реализующий процесс управления педагогическим общением. Выделяют три группы проблем, имеющих социально-психологический характер:
- Первая группа – связана с процессом вхождения педагога в детский коллектив. Характеризуется такими проблемами как личное неприятие детьми педагога, отсутствие с их стороны интереса к нему.
- Вторая группа – связана с проблемами развития внутригрупповых отношений. Основной проблемой является то, что детский коллектив «разбит» на микрогруппы и педагогу сложно установить с детьми контакт.
- Третья группа – проблемы педагогического общения, связанные с неумением организовать совместную с детьми деятельность. Характеризуется тем, что педагог не может правильно донести до детей свою мысль, испытывает трудности с аргументированием и умением вести беседы, дискуссию, обсуждение и т.д.
Таким образом, к проблемам социально-психологического происхождения относятся различного роды барьеры педагогического общения, связанные с личностными характеристиками участников общения и профессиональной несостоятельностью педагога.
Особый вид проблем педагогического общения связан со спецификой профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность подразумевает тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, то есть педагогу приходиться выстраивать взаимоотношения и общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами. Все это требует от него не только овладение коммуникативными навыками и профессиональными компетенциями, но и знания прав и обязанностей каждого из субъектов общения.
Большое значение в возникновении проблем педагогического общения имеют и психологические особенности личности, такие как природная застенчивость, стеснительность, внутренняя закрытость, эгоцентричность, чрезмерная эмоциональность, тревожность, истероидность и т.д. К проблемам личного характера относят и возможные физические недостатки логопедического направления (например, заикание).
Проблемы педагогического общения весьма обширны и требуют пристального внимания со стороны педагогов, с целью их профилактики и устранения.