Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с родителями, коллегами, детьми, реализуемое педагогом в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Понятие и задачи педагогического общения

Педагогическое общение является важной стороной деятельности педагога, создающей необходимую атмосферу психологического развития и становления личности ребенка. Педагог, способный посредством общения создать оптимальную рабочую обстановку, сплотить и сдружить детский коллектив, предпочтительнее педагога, у которого дети обладают высоким уровнем знаний, но при этом перегружены, скованы и имеют низкую самооценку. Исходя из этого, можно сказать, что педагогическое общение является важным элементом профессионального мастерства педагога.

Перед педагогическим общением стоит ряд задач:

  1. Осуществление эффективного процесса обменом информацией между педагогом и детьми.
  2. Установление взаимопонимания между участниками общения.
  3. Выявление сильных сторон ребенка, мобилизация его резервов в процессе обучения.
  4. Осуществление взаимодействия и совместной деятельности педагога и детей.
  5. Представление личности педагога детям и знакомство педагога с детьми.
Замечание 1

Широкий спектр задач, стоящих перед педагогическим общением требует от педагога наличия личностных качеств, владение коммуникативными навыками и технологией педагогического общения.

Конфликт как одна из основных проблем педагогического общения

В процессе организации педагогического общения зачастую возникают различного рода конфликтные ситуации между педагогом и детьми. Причинами конфликтов могут быть:

  • неумение и нежелание педагога слушать ребенка
  • неумелое разрешение педагогом конфликтных ситуаций между детьми
  • отсутствие у педагога необходимых личностных качеств, для организации эффективного общения (сочувствия, сопереживания и т.д.)
  • нарушение взаимодействия между педагогом и детьми, по причине возникновения личной неприязни
  • нежелание ребенка идти на контакт с педагогом
«Проблемы педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основная вина в возникновении конфликтов в процессе общения, чаще всего, лежит на педагоге. Это связано с тем, что педагог как взрослый человек и организатор педагогического процесса не всегда умеет правильно выстроить взаимоотношения с детским коллективом и организовать эффективное общение.

Конфликт, как одна из основных проблем педагогического общения имеет ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликтной ситуации
  • различный социальный статус участников педагогического конфликта (разный возраст, жизненный опыт, наличие и объем знаний и т.д.)
  • различное понимание событий и причин конфликта, в силу разного положения субъектов конфликта
  • присутствие других детей во время конфликта делает их свидетелями, а сам процесс приобретает воспитательный характер
  • профессиональная позиция педагога обязывает его взять инициативу по разрешению конфликта на себя
  • возможная ошибка педагога приводит к ухудшению конфликтной ситуации
Замечание 2

Таким образом, ошибки, которые могут быть допущены педагогом в процессе организации общения, приводят к конфликтам. Конфликтные ситуации являются одними из главных проблем педагогического общения.

Основные проблемы педагогического общения

Проблемы педагогического общения принято объединять в три основные группы:

  1. Информационные проблемы – проявляются в неумении выразить свои мысли, сообщить что-то важное, сформулировать ответ на заданный вопрос и т.д.
  2. Регуляционные проблемы – связаны с тем, что педагог не умеет посредством общения стимулировать активность детей и направить ее на педагогический процесс. В основе данной проблемы лежит то, что педагог не может правильно одобрять высказывании детей, хвалить за хорошее поведение или активную работу во время занятий, выразить несогласие с мнением ребенка, корректно реагировать на нарушение дисциплины и т.п.
  3. Проблемы социально-психологического фактора, чаще всего проблемы такого характера испытывает именно педагог, реализующий процесс управления педагогическим общением. Выделяют три группы проблем, имеющих социально-психологический характер:

    • Первая группа – связана с процессом вхождения педагога в детский коллектив. Характеризуется такими проблемами как личное неприятие детьми педагога, отсутствие с их стороны интереса к нему.
    • Вторая группа – связана с проблемами развития внутригрупповых отношений. Основной проблемой является то, что детский коллектив «разбит» на микрогруппы и педагогу сложно установить с детьми контакт.
    • Третья группа – проблемы педагогического общения, связанные с неумением организовать совместную с детьми деятельность. Характеризуется тем, что педагог не может правильно донести до детей свою мысль, испытывает трудности с аргументированием и умением вести беседы, дискуссию, обсуждение и т.д.
Замечание 3

Таким образом, к проблемам социально-психологического происхождения относятся различного роды барьеры педагогического общения, связанные с личностными характеристиками участников общения и профессиональной несостоятельностью педагога.

Особый вид проблем педагогического общения связан со спецификой профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность подразумевает тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, то есть педагогу приходиться выстраивать взаимоотношения и общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами. Все это требует от него не только овладение коммуникативными навыками и профессиональными компетенциями, но и знания прав и обязанностей каждого из субъектов общения.

Большое значение в возникновении проблем педагогического общения имеют и психологические особенности личности, такие как природная застенчивость, стеснительность, внутренняя закрытость, эгоцентричность, чрезмерная эмоциональность, тревожность, истероидность и т.д. К проблемам личного характера относят и возможные физические недостатки логопедического направления (например, заикание).

Замечание 4

Проблемы педагогического общения весьма обширны и требуют пристального внимания со стороны педагогов, с целью их профилактики и устранения.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot